Михаил Гольденберг

Вперед, к Соловьеву!

Историк Сергей Соловьев (1820 - 1879)
Историк Сергей Соловьев (1820 — 1879)

Хотите интересного чтива по истории России? Тогда, конечно, читайте «Историю…» Карамзина. Но все-таки он  скорее летописец, писатель, не профессиональный историк…

Если захотите узнать о событии в полном объеме и с научным подходом, читайте «Историю России с древнейших времен» Соловьева. Сергей Михайлович – один из первых русских историков-профессионалов.

 

Сын священника, но не продолживший дела отца, увлекшись историей, погрузился в нее с головой. Окончив Московский университет, он получил приглашение остаться там преподавать. Но граф Строганов позвал талантливого молодого человека в репетиторы к своим детям во время их путешествия по Европе. Соловьев выбрал второе, но с одним условием – в свободное время посещать в европейских университетах лекции известных историков. То есть он, пожалуй, первым в России получил такое историческое великолепное образование.

Кстати, в Московский университет он вернулся и стал впоследствии его ректором. Кроме того, он был директором главного музея страны — кремлевской Оружейной палаты. Отец двенадцати детей! Дети все талантливы: Всеволод писал исторические романы, Поликсена известная поэтесса, ну, а о Владимире Соловьеве разговор особый. Величайший русский религиозный философ, поэт. Сейчас он на Западе известен больше, чем отец. Если бы Сергей Михайлович не написал свою «Историю…», а был бы только отцом Владимира Сергеевича, то уже обессмертил бы себя.

А написал он 30 увесистых томов «Истории России с древнейших времен». В год по тому! Правда, довел повествование только до 1774 года. Но первая профессиональная «История…» появилась.

Уроки Соловьева

Урок первый – любое историческое событие надо рассматривать и подвергать анализу многофакторно. 

На первое место Соловьев ставил природно-климатический фактор. «Природа всем народам была матерью, а нам — мачехой». Россия – северная страна. Климат сыграл в нашей истории, наряду с равнинным ландшафтом, скудостью плодородных почв, огромную роль. Первые главы огромного произведения посвящены рекам, лесу и степи. Этот цивилизационный подход исключительно важен и сегодня.  Загляните в большинство школьных учебников: сразу речь пойдет о занятиях славян, а почему при таких сложных климатических условиях они все-таки отдали приоритет земледелию – ни слова…

Второй урок – роль менталитета людей в истории крайне важна.

 

Практически Соловьев поставил вопрос об историко-антропологическом подходе к анализу события. Все народы разные, а не шагают по формациям стройными рядами… И главными скульпторами их сознания и исторической судьбы являются природа, религия, геополитическое положение. Историка должно волновать не только что произошло, но и почему именно так случилось?

Его интересовал общинный характер нашего сознания. В одиночку при таком климате и не проживешь. Община на Западе только промелькнула. У нас задержалась на века, а в сознании сидит и сегодня. И это надо учитывать реформаторам. Калька европейских реформ в России не действует. Условия и менталитет другие.

 

Урок третий – в истории существует шкала ценностей.

Для Соловьева главная ценность – государство. И тут он ученик Карамзина. Почему Карамзин назвал свой труд «История государства Российского»? Не «История русского народа» или «История отечества», или просто «История России»? Главная ценность для этих обоих историков – государство: его границы, мощь, власть. Этот урок сегодня в центре дискуссий. Шкала ценностей у всех школ историков разная. Кто-то на первое место ставит человека, отдавая предпочтение гуманистическому началу. Кто-то — либеральные или консервативные ценности. Соловьев основал так называемую государственную школу историков, дал истории научный аппарат, классифицировал ее, структурировал на периоды.

 

Из этого урока выходит и четвертый урок – историческую личность надо оценивать тоже шкалой ценностей и только его временем.

Для Соловьева главное в личности – его влияние на благо государства. Что сделал он для его укрепления, расширения, могущества?

Конечно, будучи западником,  Соловьев определял первым в пантеоне героев России – Петра Великого. Он разбудил Россию, вывел ее к морю, создал регулярную армию и флот, сделал страну империей, много чего основал и построил, и в первую голову – Санкт-Петербург. Для Соловьева Петр – кумир! И никто еще лучше не писал и говорил о нем.

Диспут о Петре продолжается: 20% населения при нем вымерло… Драл с народа налоги в три шкуры – подушно!… Ходили слухи, что антихрист воцарился на русском троне… И каждый в этом вечном диспуте по-своему прав. Но все зависит от шкалы ценностей историка и общества.


Пятый урок: историк – человек публичный и просветитель народа.

 

Не летописец, не покидающий своей кельи, не книжный червь. Сергей Михайлович писал даже для детей и выступал часто с публичными лекциями. Интересно, что когда отмечали 200-летие Петра Первого, на публичные лекции Соловьева о Петре Великом практически все губернии послали своих представителей. В том числе и из Олонецкой губернии. Вот какой авторитет был у историка! Сегодня такое возможно? Едва ли… Где наши И. Андроников, Д. Лихачев, А. Панченко, Ю. Лотман и другие умные головы, приходившие в наш дом с экрана телевизора? Они ушли. Пришли другие головы, порой ежедневно кричащие в эфире, но неумные. Где вы и кто вы, наши гуру?

Вперед, к Карамзину, вперед к Соловьеву!? Так ведь назад все равно не получится. Время победить нельзя. У нас сейчас много людей, испуганных тяжелой действительностью, зовущих в «светлое» прошлое. Не получится. Да и когда времена в России были простыми? Жить в России, даже учитывая соловьевский природный фактор, надо иметь мужество и силу духа. Его надо заряжать как аккумулятор. Севшие батареи ведут к бездуховности, бескультурью, преступности, разнузданной коррупции.

Подключайтесь почаще к источникам энергии – великим русским историкам, и ваши духовные батареи будут в порядке.

 

Первая часть исторического триптиха Михаила Гольденберга —  «Вперед, к Карамзину!»