Пьеса по мотивам пьесы… Через полвека! Это было опасно, рискованно. Надо было погрузиться в творческие дерзания. И это удалось.
Национальный театр Карелии рискнул вернуться к пьесе Антти Тимонена «Примешь ли меня, земля карельская?» почти через 50 лет. Конечно, необходимо было прочесть пьесу по-новому, не впасть в архаику. За эти полвека выросли несколько поколений зрителей! Тем более что тогда спектакль имел огромный успех. Автору была присуждена Государственная премия Карелии, а создатели спектакля получили Государственную премию РСФСР. Ставил тогда спектакль Тойво Хайми. В 1977 году спектакль «Примешь ли меня, земля карельская?» был показан по Центральному телевидению, а на следующий год был поставлен в Финляндии.
Повторять успех всегда сложно. Другие времена, другие лица… Режиссеру Андрею Дежонову удалось сделать практически новый вариант написанного и поставленного в театре в конце 60-х произведения. Догадываюсь, что это было непросто. Даже название сменили – «Земля карельская». Это звучит современно. Главный вопрос сегодня: кто мы такие? А что есть земля карельская? Приграничье, порубежье. Мы живем у границы. За землю карельскую всегда шла борьба! Карелы жили между молотом и наковальней. Войны часто начинались на карельской земле. Судьба России часто решалась здесь и не только в Северную войну.
Этническая карта Карелии пестра как женский платок. В пьесе речь идет о северных карелах – потомках рунопевцев, сказителей. Это труженики, которые всей семьей вырывали у суровой природы свое благополучие. Эти исполины работали сами на себя. Никакое государство им и в помине не нужно было. Вековые традиции регламентировали их жизнь. Ветер революции раздул пожар гражданской войны. Случилась беда.
И вообще, что сделал с ними ХХ век? В Калевальском (Ухтинском) районе до Великой Отечественной войны было 75 деревень. Сейчас осталось несколько поселений. Кстати, названия многих мертвых деревень звучат в пьесе, которую многие называют карельским «Тихим Доном». Аналогия уместна. Только в этой пьесе практически гибнет большинство мужчин – братьев, мужей, отцов…
В гражданской войне победителей не бывает. В кровавой братоубийственной бойне проигрывают все. И убитые, и убийцы…
Убитых, расстрелянных в спектакле «Земля карельская» много. Если провести текстуальный анализ пьесы Антти Тимонена, то ключевыми словами будут слова «расстрел» и «расстрелять». Есть устойчивый миф о том, что Ленин в 1922 году, после инсульта, забыв таблицу умножения и сохранив способность только мычать, эти слова произносил.
Вассилей – брат, воюющий за белых, в старой пьесе аналог шолоховского Григория Мелехова. Петр Микшиев пятьдесят лет назад создавал в нем образ мечущегося человека. Критики и сам Антти Тимонен называли его запутавшимся. У Андрея Дежонова Вассилей (артист Сергей Лавренов) разочаровавшийся, просто уставший от этой бессмысленной бойни человек. И сегодня это правильное решение образа. Потому что современно и трагично звучит молитва матери разошедшихся по разным окопам братьев, в прекрасном исполнении Виено Кеттунен. Что делать матери, у которой два сына дерутся? Молиться за обоих! И как в этот момент становится стыдно за понятие «герой гражданской войны». Герой убийства своего же народа… Стыдно за то, что улицы городов носят имена только красных братьев… Трагедию возвели в победу! Белые любили Россию не меньше, но по-другому. В 1969-м мы об этом и думать не могли.
Кстати, и персонаж Микитов Мийтрей (его играет Александр Куйкка), ранее выведенный в пьесе как предатель, в спектакле режиссера Андрея Дежонова смотрится в контексте современной статистики. За белых и за красных повоевали примерно 30% «запутавшихся» крестьян. «Белые приходят – грабят, красные – грабят». Почему бы не поучаствовать в грабиловке с обеих сторон?
В спектакле, по-моему, есть ключевой момент. Это сцена в бане. Вассилей (белый брат) и Рийко (артист Владимир Матвеев), брат, воюющий за красных, с азартом хлещут друг друга вениками. Затем они нарочито медленно одеваются. Один надевает форму белогвардейца, а у другого на рукаве звездочки и на голове буденовка. Одевшись, они становятся врагами. Братья теперь отличаются только формой, значками, нашивками. Вспомнишь тут идею великого М.М. Бахтина о том, что история ХХ века была великим карнавалом или кровавой карнавализацией. Люди хотят мира и покоя. Война, тем более гражданская, великое несчастье. Но если у кого-то другая нашивочка, звездочка, крестик… Почему бы и не пострелять друг в друга?
Очень удачная сценография Олега Молчанова. Вначале гармоничные деревянные карельские полотенца. А затем то ли развалины дома, то ли обломки лодки, то ли пригорок. Лаконизм и смыслоемкость.
Украшение спектакля – музыкальное оформление, придающее ему современные акценты (Александр Леонов, Ольга Гайдамак и Арто Ринне). Эти музыканты – всегда гарантия успеха и лучшее средство от опасной архаики.
Хочу поздравить любимую пару актеров – Виено Кеттунен, сыграшую роль матери, и Петра Микшиева. Его Ярассима – яркий образ северного карела. Эти актеры играли в этой пьесе и полвека назад. Браво!
Национальный театр Карелии встречает свой юбилей на творческом подъеме, на карельской земле.
Фото Павла Олюшкина