Главное, Олег Гальченко

Я и моя команда

Иллюстрация с сайта kotkteil.ucoz.ru

«Принимать  в  свои  ряды  мы  собираемся всех  желающих».  В Карелии появилось новое литературное объединение.

Лет десять назад, когда  я  делал  для  газеты  «Петрозаводский  университет»  серию  интервью  с  близкими  мне по духу петрозаводскими поэтами, кто-то из них поинтересовался: «Ты  случайно  не  хочешь  создать  какое-нибудь  литературное  объединение?».  В  ответ  я  лишь  руками  замахал:  «Да  ну,  какой  из  меня  организатор  и  вождь?  Мне  и  в  роли  одинокого  волка  неплохо!»

 

А  28  мая  сего года  в  помещении  пункта  выдачи  книг,  ещё  совсем  недавно называвшегося  Карельской  республиканской  библиотекой  для  слепых,  состоялось  первое  собрание  нового  литературного  объединения,  которое  я  придумал,  собрал  и  возглавил.  Дожили!..

 

Олег Гальченко
Олег Гальченко

Вообще-то  идея  создания  подобного  сообщества  не  давала  мне  покоя  уже  давно – едва  ли  не  с  тех  пор,  как я  записался  в  эту  самую  библиотеку.  Посещая  библиотечные  мероприятия, особенно  связанные  с  литературой,  трудно  было  не  обратить  внимание  на  то,  что  среди  здешних  читателей  очень  много  поэтов  и  просто  людей,  любящих,  знающих  и  пропагандирующих хорошую  поэзию  всеми  возможными  способами.  Они   приходят  на  одни  и  те  же  поэтические  вечера,  и  даже  иногда  сами  участвуют  в  них,  общаются  между  собой,  обсуждают  одни  и  те  же  новости,  делятся  друг  с  другом  своим  творчеством,  в  общем – образуют  единую  среду,  в  которой  зарождается  и  живёт  настоящая  культура.  Только  происходит  это  достаточно  стихийно  и  на профессиональном  уровне  пишущих  почти  никак  не  сказывается.

А  ведь  если  сложить  все  имеющиеся  творческие  силы  в  один  кулак,  должно  получиться  что-то  грандиозное!  В  феврале,  на  моём  творческом вечере,  в  котором  приняли  активное  участие  не  только  бывшие  соратники  по  университетскому объединению,  не  только  музыканты и  собратья  по  перу,  то есть  люди,  с  которыми  мы  начинали  свой  путь  в  80-90-х  годах,  но  и  наши  читатели,  стало  предельно ясно:  дальше  медлить  нельзя.  Либо  я  поведу за собой  людей,  поверивших мне  и говорящих  такое количество  тёплых,  искренних  слов,  либо  всех  нас  в  будущем  не  ждёт  ничего  особо  интересного.

 

Поделился  своими  мыслями  с  сотрудницей  библиотеки  Валентиной  Александровной Медведевой  и  встретил  не  просто  понимание,  а  горячую  заинтересованность.  Без  Валентины Александровны,  которую  я  считаю  полноценным  членом сообщества,  вообще  бы  ничего  не  получилось.  Ведь  только  она  знает  о  пристрастиях,  увлечениях  и  наклонностях  самых  активных  читателей,  только у  неё  хватило терпения  обзвонить  всех  известных ей  самодеятельных поэтов и  пригласить на  собрание, что  для  летней поры  вообще  непросто.  Кто-то  в  результате  оказался  в  отъезде,  кого-то  по  чистой  случайности  занесло в  город – и  лишь  потому  удалось  быстро  найти. В  конечном  счёте  собралось  шесть  человек,  что  превзошло  мои  ожидания.  У  университетского  литобъединения,  в  состав  которого  я  входил  в  начале  90-х,  бывали  времена  и  посложнее.  Как-то  раз  на  собрание  пришёл  лишь  я  один  и  разговаривал  с  руководителем  Александром Веденеевым  о  поэзии в течение  двух  часов,  чему  сам  был  немало  удивлён.  Самое  главное – появились  те,  на  чью  помощь  можно  смело  рассчитывать  при  осуществлении  столь  непростого  проекта.

 

Они  все  очень  разные.  По  возрасту,  по взглядам,  по  опыту.  Пожалуй,  Веденееву  с  нами  в  своё  время  было  куда  проще.  Из  всех  участников  объединения старше  всех  был  лишь  поэт  Валерий  Березовский,  легко  вписывавшийся  со  своим  крутым  авангардом  в  молодёжную  среду.  Здесь  почти  все  значительно  старше  и опытнее  меня,  а  значит,  и  учить  их  особенно  нечему.  Надо  просто  помочь  им  найти  выход  на  более широкую аудиторию. Или показать  какие-то  достойные  примеры  для  подражания в  случае,  если  профессионализма  всё  же  не  хватает.

 

Кто  же  такие  мы?

 

ЛитобъединениеИрина  Михайловна  Гуляева – бывшая  учительница  литературы,  выпускница  филфака  ПетрГУ,  помнящая  многих моих  преподавателей,  учивших  меня в  80-х правильному  пониманию русского  языка  и  всего,  что  с  ним  связано.  Человек  с  безупречным  читательским вкусом,  чьи  размышления о  книгах  любопытно  слушать,  даже  если  мысленно  не  соглашаешься.  Стихи  начала  писать  недавно,  и  в  них  явно  аукается  что-то  ахматовское – то  ли  смесь  романтизма  и  житейской мудрости,  то  ли  парадоксальное  сочетание  жёсткости и  ранимости.  Как ни  странно,  пока  ещё  не  успела напечатать ни строчки. (Хотя  где  печататься-то  при полном  равнодушии  к  поэзии  местных  газет?).  При  этом  Ирина  Михайловна – частый  и  желанный участник  многих  поэтических вечеров,  где  с  особым  восторгом публика  принимает  шуточное  стихотворение  о  воображаемой  sms-переписке  и  встрече  с  А.С. Пушкиным.  Чувство  юмора  и  умение  подойти к  творчеству  как к озорной  игре – тоже  талант,  достающийся  далеко  не  всем.

 

Юрий  Алексеевич  Тихомиров сам стихов  не  пробовал писать  никогда.  Зато  он  их…  читает.  Сначала  про  себя,  затем, тщательно  заучив, вслух,  на  диктофон.  К  звуковому  тексту  подбирает музыкальный аккомпанемент и звуковые эффекты,  накладывает  их  с  помощью  специальной  программы – и получается ничуть не хуже, чем у профессиональных чтецов аудиокниг,  а в каких-то  случаях, может быть, даже лучше. Его память  хранит длинные  поэмы  и короткие рифмованные миниатюры, произведения классиков  позапрошлого века и современных авторов, имена которых  мало  кому  известны.  Выученного и записанного материала  уже давно хватило бы на несколько тематических программ – а  сколько всего озвучить никак не удаётся из-за  катастрофической  нехватки свободного  времени!..  В  прошлом году Юрий  подбил  меня  на написание цикла  стихотворений о народных  музыкальных инструментах – ложках, балалайке, гуслях, гармони и кантеле,  сразу же  превратившийся в мини-радиоспектакль одного  актёра.  Для  меня  это  был  весьма  интересный опыт работы со  стилизациями под разных известных советских поэтов,  эксплуатировавших  фольклорные мотивы, для него – солидное  пополнение  и  без  того  широкого  репертуара.  И  разве  в  наши  времена  тотального  постмодернизма,  когда  коллажи из  чужих  переосмысленных заново мотивов  вызывают  куда  больше эмоций,  чем  абсолютно  оригинальное произведение,  такое  творчество не  является  отдельным,  самобытным жанром поэзии?

 

Даша  Староверова – самая  юная  участница  литобъединения,  совсем  недавно  отметившая своё 19-летие. Удивительная искренность и глубина её стихов при всех  шероховатостях и просчётах,  связанных  с  элементарной  нехваткой опыта,  не  оставляют  сомнений: впереди  девушку  ждёт  большое будущее. В настоящем  же  есть  публикации  в  сетях  под  различными  загадочными  псевдонимами,  и отличные, совсем не по годам серьёзные,  журналистские  работы в виртуальной  студенческой газете  «Новая  страница»  и  мечта  поступить на  филфак  ПетрГУ  этим летом.  А ещё  это человек с очень  сложным  и  хрупким внутренним миром,  умеющий  чувствовать  чужую  боль  как  свою, остро переживающий любую фальшь, любое  лицемерие, свидетелем которого приходится быть время  от  времени. Собственно говоря, такими и должны быть  настоящие поэты – даже если они пришельцы  из  далёкого  будущего.

 

Про Василия  Гришкина  я  до  сих  пор  знал  лишь то,  что  он  сам о себе рассказал в  одном  из  стихотворений,  размещённых  на  Стихах.ру:

Я живу в Карелии, 
где очень много рек,
озёр тут изобилие
и счастлив человек.

Примерно о том же  были  и  другие  его  стихотворения,  написанные  примерно  на  том  же  техническом  уровне.  Во  время  собрания  Василий  и  его спутница Татьяна Мершукова, тоже не чуждая поэтическому творчеству,  держались крайне скромно – прислушивались, присматривались,  осваивались.  Насколько  веское  слово  им  предстоит  сказать,  какую  роль  сыграть во  всей  этой  истории,  наверное,  мы  узнаем  позже.  Однако  шанс  проявить  себя  у  обоих  должен  появиться  довольно скоро.

 

Работа  литобъединения   будет  строиться  на  нескольких  уровнях.  Первый,  и,  видимо,  самый  актуальный  на  данный  момент – просвещение,  литературная  учёба.  Что греха  таить – пишем  мы  все  ещё  весьма  неровно,  своего  потенциала  не  представляем и  в  должной  мере не используем.  Учитывая  особенности  состава  объединения,  наиболее  подходящей  формой повышения профессионального уровня  самодеятельных  сочинителей  мне  представляется серия  мастер-классов  с  участием известных в республике  литераторов,  которую  мы  попробуем начать проводить  уже  этой  осенью.  Для  того  чтобы  мероприятия получились  интересными  и  для  рядовых читателей  библиотеки,  их  можно  будет  совместить  с  поэтическими вечерами.

Допустим,  приглашаем  мы  выступить  Вячеслава  Агапитова,  Александра  Валентика  или  Светлану Захарченко – в  общем,  с  кем  удастся  договорится.  И в  течение  первого  часа гость читает свои  произведения,  рассказывает  о  своей  жизни и  творческой  карьере, отвечает на вопросы из зала, а потом достает заранее переданные мною рукописи участников объединения и высказывает свое мнение, указывая на ошибки,  подчёркивая удачные места, в доступной форме  передавая секреты своего мастерства. Причём  говорит  прямо,  жёстко,  объективно – как  это  бывало  в  старые  добрые  времена  в  других  местах,  в  других  сообществах.

Конструктивная  критика – лучшая  прививка  от  ложных  амбиций  и  лучший  стимул  для  роста,  если  есть  куда  расти. Как-то я  спросил у известного спортсмена и поэта  Станислава Прошутинского,  что,  по  его  мнению,  общего у  поэзии и  спорта. И тот  ответил коротко  и  точно: «Ринг!». И ведь вправду,  если ты претендуешь  на звание  художника  слова,  то  изволь научиться  и  удар  держать,  и  метко  бить  в  нужную  точку,  и  подниматься  на  ноги  после  нокаута!  Когда  же  всех  нас  хорошенько  отметелят мастера  и  каждый  для  себя  решит,  чего  он  стоит  на  самом  деле,  можно  будет  перейти  потихоньку  на  самообучение,  начав обсуждать  друг  друга  в  более  узком  кругу  и  превращаясь  во  въедливых,  глубоких  критиков – без чего  тоже невозможно  профессиональное творчество.

 

Другой  уровень – это  продолжение,  продвижение, реклама  своего творчества.  Например, через   выступления. В  библиотеках,  школах,  вузах,  везде,  где  можно  найти благодарного слушателя.  Можно  будет  подготовить  к  изданию и  собственный  коллективный  сборник,  и  в  зависимости от уровня  включенного  в него  материала,  либо  выпустить его  самиздатом,  либо  предложить  серьезному  издательству.  Аудиоверсию,  адресованную  незрячим  читателям,  думаю,  сделать тоже  будет  несложно  при  наличии  в  наших  рядах такого виртуоза  звукозаписи,  как  Юрий  Тихомиров.  Со  временем  мы перенесем свою  деятельность  и  в  виртуальное  пространство – если  уж  не  в  виде  собственного сайта,  так  в  виде  сообщества  «ВКонтакте».

 

Принимать  в  свои  ряды  мы  собираемся всех  желающих.  Сектантство  ещё  никому не  принесло удачи,  тем  более  если  дело  касается  такой тонкой  сферы,  как  культура  и  искусство.  По  этой  же  самой  причине  вполне  реально  сотрудничество  с  любыми  группировками,  с  которыми  найдётся  общий  язык, – да  было  бы  только,  о  чём  поговорить!  Как  Митьки  никого не  хотели  победить,  так  мы  никому  не  объявляем  войны,  но и постоять  за  себя,  наверное,  в  случае  чего  сумеем.

 

Эти  и  другие  вопросы  и  планы  обсуждались  на  собрании.  Разговор получился  живой,  деловой и  занял  около  полутора  часов.  Пока  ещё  литобъединение  не  придумало  себе  никакого  звучного названия,  но  надеется,  что  после  летних  каникул,  к  началу  нового  сезона,  что-нибудь  да  придумается.  Само  собой – как  строчка еще  не  рождённого  нового стихотворения. Тогда-то и  начнется  настоящая работа!   Заодно  на протяжении лета  будут  готовиться  подборки  для  сборника,  проходить переговоры с  возможными  звёздными гостями  разных  мероприятий и вынашиваться  новые  идеи  насчёт  того,  куда  нам  двигаться  дальше. Так, что  пожелайте  успехов  всем   нынешним и  потенциальным участникам проекта, а  Дарье  Староверовой  отдельно – лёгких  вступительных  экзаменов. Свой  человек  в университете  нам  ох  как  ещё  пригодится!..