Олег Гальченко

Простые истории Артёма Миронова

Фото: avtopravilo.ru
Фото: avtopravilo.ru

«На какой сигнал светофора можно переходить дорогу: зелёный, жёлтый, красный свет?» Я никогда не видел светофора и почему-то отметил «красный».

Олег Гальченко знакомит с новым автором — Артёмом Мироновым из Пряжи, активным автором литературного онлайн-клуба «СоНеТ».

 

В новом сезоне литературный клуб «СоНеТ» начнёт более интенсивную работу не только на страницах соцсетей, но и в реальном пространстве. Теперь наши собрания станут проходить в стенах Национальной библиотеки каждое последнее воскресенье месяца. Первое из них состоится в последнее воскресенье этого месяца – 30 сентября в 15.00. и будет посвящено теме, памятной всем со школьных лет: «Как я провел лето?» Нашим основным авторам – а также всем, кто захочет к нам присоединиться, будет предоставлена возможность рассказать, что они увидели, услышали, прочли, а главное – написали в период летних отпусков.

К сожалению, участвовать в мероприятиях не имеют возможности иногородние «заочники», но они всегда с нами благодаря публикуемым в сонетовском сообществе во «ВКонтакте» произведениям. Один из самых активных авторов клуба, которого мы ни разу пока не видели живьем, но читаем с большим интересом – живущий в Пряже Артём Миронов.

Артём Миронов. Фото из личного аккаунта
Артём Миронов. Фото из личного аккаунта

Родился он в 1983 году в семье учителей (отец — преподаватель физики, мать — математики).  Пятнадцать лет работал лаборантом в кабинете физики, в школе, в которой учился. В юности ходил в художественный кружок, любовь к живописи осталась до сих пор. Стихи начал писать восемь лет назад по совету одного хорошего знакомого. Однако первые свои «вирши» сжег. Метрику и композицию изучил с помощью интернета. Печатался в газете «Наша жизнь» и литературном журнале «Иван да Марья». Дважды участвовал в конкурсе самодеятельных поэтов имени А.П. Бугмырина, проводившемся в Пряжинском районе. В 2016 году занял первое место, а минувшей весной — третье. (Второе место там, кстати, досталось уже знакомой читателям «Лицея» Людмиле Мехед из Чалны!)

 

Подобно многим начинающим авторам, Артём ищет себя сразу во всех жанрах, не везде находит, но успехи делает весьма заметные. Как мне кажется, лучше всего ему всё-таки удаётся малая проза, героями которой становятся, как правило, обыкновенные люди, проверяемые  на прочность и человечность разными необычными ситуациями. Здесь автор старается следовать лучшим традициям, заложенным его любимыми классиками – Тургеневым и Чеховым.

Предлагаю вашему вниманию два небольших рассказа, которые представляются наиболее зрелыми, и, возможно, дадут Артёму Миронову путёвку в большую литературу.

 

Артём Миронов

Добрый человек

Я встретил этого человека в очереди к врачу. Он был плохо одет, небрит, с засаленными волосами. Куртка его, которая лежала у него на коленях, была в нескольких местах порвана. Этот неопрятного вида мужчина негромко продекламировал:

Я проснулся, потянулся,

Добру утру улыбнулся.

Встал с кровати без забот,

С колбасой съел бутерброд.

— Сам сочинил, — спросил я. Признаться, стихи на меня не произвели особого впечатления.

— Написа-а-ал, — поправил меня мой собеседник.

— Да, он сам пишет, — подтвердила женщина средних лет, довольно неопрятная и судя по внешности пьющая. Поэт достал засаленные листки бумаги и начал читать.

Ветераны, ветераны,

Поседели ваши раны.

Я молча слушал.

— А у меня и на духовную тему есть, хотите, прочитаю?

Я кивнул головой.

Пророк всем истину сказал,

Но Хам ту истину попрал.

и т.д.

В субботу я был в храме на вечерней службе. Богослужение только начиналось, как вдруг я увидел своего недавнего знакомого. Да, да того самого, что читал стихи. Он подал записочки за здравие и за упокой, широко перекрестился и вышел. После службы я спросил у одной из знакомых прихожанок, что это за человек?

— А, это Афанасий. Он бездомный, обитает в подвале нашего дома. Живет на пенсию по инвалидности, у него шизофрения. Муж мой ему таблетки покупает – нейролептики.

Следующая моя встреча с Афанасием произошла зимой, он шёл мне навстречу. Увидев меня, он во весь рот заулыбался.

— Здравствуйте, помните меня?

Я тоже поздоровался и добавил, как же, помню.

— А у меня новая шапка, и куртка тоже новая. Тепло мне теперь. Благодетели пожертвовали.

Мы добродушно распрощались.

Возвращаясь из магазина, я увидел, что Афанасий читает с листа свои стихи стоящей рядом с ним собаке:

В огороде цветик цвёл,

Парень девицу увёл.

Парень девицу увёл,

В огороде цветик цвёл.

— Или вот ещё, — сказал он.

Тот, кто водку пить умеет,

Раньше срока околеет.

Продолжал он, не обращая на меня ни малейшего внимания. Дворняжка смотрела на него пристально и внимательно слушала.

 

Правила дорожного движения

Когда я учился в первом классе, на уроке произошёл один неприятный для меня случай. Как только я вошёл в класс, сразу увидел двух женщин в милицейской форме. Они стояли рядом с учительским столом и что-то обсуждали с нашей учительницей Галиной Николаевной. Прозвенел звонок на урок. Мы встали рядом со своими партами.

— Здравствуйте, дети, — поздоровалась учительница.

Мы дружно сказали: — Здравствуйте Галина Николаевна, —  и сели на свои места.

— Сегодня у нас необычный урок. Мы будем проверять ваше знание правил дорожного движения. Вопросы простые. Я думаю, вы все справитесь. Знакомьтесь — сотрудники ГАИ Вера Петровна и Ирина Сергеевна, — учительница указала на женщин в форме.

— Здравствуйте, дети, — поздоровались сотрудницы ГАИ. — У нас в посёлке много нарушений правил дорожного движения. В связи с этим мы решили провести анкетирование в школе, — начала длинное вступление Вера Петровна.

Думаю, нет смысла пересказывать всё, что они нам говорили. После довольно продолжительной речи, которая совершенно не разъясняла никаких правил, нам раздали листочки с пятью вопросами. И предупредили, чтобы каждый поставил внизу своё имя и фамилию.

В посёлок в школу я приезжал на автобусе вместе с мамой, а так жил в деревне и машин в деревне не было, поэтому никаким пешеходным правилам меня родители не учили. Мама обычно отводила меня в школу, а сама шла на работу в совхоз. И вот передо мной листок с пятью вопросами:

1) Переходя автомобильную дорогу, надо посмотреть сначала налево или направо?

Я отметил «направо».

2) Передвигаясь по краю шоссе, пешеход должен идти навстречу движению машин или по направлению движения машин?

Я, немного подумав, отметил «по направлению».

3) При движении на велосипеде по краю шоссе надо ехать по направлению движения машин или против их движения?

У нас никогда не было велосипеда, и поэтому ездить на нём я не умел. Но, рассудив логически, я отметил «против их движения».

4) На какой сигнал светофора можно переходить дорогу: зелёный, жёлтый, красный свет?

Я никогда не видел светофора и почему-то отметил «красный».

5) Как правильно пересекать дорогу по пешеходным переходам на велосипеде: переезжать; ведя велосипед рядом с собой, держась за руль?

Я отметил «переезжать».

Урок заканчивался, анкеты наши собрали. Ирина Сергеевна спросила:

— Кто из вас Петя Васечкин? Пусть поднимет руку.

Я поднял, не зная, зачем она назвала моё имя.

— Единица, —  сказала она, — ни одного правильного ответа, позор для всего класса!

Прошло время, я уже давно окончил школу, живу сейчас в городе и никогда не нарушаю правил дорожного движения, не только на велосипеде, но и на машине. А те, кто тогда получил пятёрки, как переезжали дорогу по пешеходному переходу на велосипеде, так и переезжают.