В Городском выставочном зале открылась выставка «Между светом и тенью» известного художника из Санкт-Петербурга Давида Плаксина.
Спустя десять лет мэтр вновь показывает свою выставку в Петрозаводске. Неиссякаемой энергии и неутомимости Плаксина можно позавидовать: в свои почти 80 лет он даст фору любому молодому.
В экспозиции представлены около ста живописных полотен и арт-объектов, выполненных в последние 2-3 года.
— На выставке мы видим новые образы, созданные художником, сложные и глубокие, — представляет автора петрозаводским зрителям искусствовед и директор Городского выставочного зала Мария Юфа. — В них огромная пища для размышления. У художника потрясающее умение видеть окружающий мир, открывать новые смыслы в простых вещах, умеет находить простой и понятный язык для сложных тем, но при этом он высказывается неоднозначно и тем самым дает возможность каждому зрителю считывать с этих историй, символов и парадоксальных сочетаний привычных нам предметов свои смыслы. Говоря по-другому, это своего рода автобиография художника, рассказанная в натюрмортах, портретах и даже в геометрических композициях.
— Как вам это удается, где вы черпаете вдохновение, откуда у вас силы? — спрашиваю Давида Моисеевича.
— Привычка работать с утра до вечера. Пахать. А вдохновляет меня в основном классика. Здесь есть работы, навеянные Джотто, например. Я, между прочим, всегда посещаю отдел иконописи в вашем музее, когда бываю в Петрозаводске. Некоторые образы навеяны иконами.
— Какое ваше творческое кредо?
— Я бы так сказал: никакого кредо. Для меня никогда не было главным заработать этим. В советское время мне не разрешали выставляться, меня не принимали. А в постсоветское время я вообще оказался всем чужим. А жил я на то, что оформлял книги.
Не могла не задать известному мастеру наш любимый лицейский вопрос о чтении и получила ответ:
— Я всю жизнь читаю по случаю и зависит это от издательства, которое заказывает оформление книги. У меня нет в этом никакой системы, но иногда выстраивается своеобразная цепочка.
– Но, может быть, у вас есть такие произведения, к которым вы возвращаетесь, или которые однажды поразили вас раз и навсегда?
– Среди тех, кто мне запал в душу, – Владимир Высоцкий. Так случилось, что я, оформляя книгу Александра Галича, познакомился с его творчеством, а также с ленинградским поэтом Олегом Григорьевым. Поэзия, про которую я говорю, очень острая. Это было созвучно тому, что я сам делал тогда.
– Какой ваш любимый век в искусстве?
– Наверное, это конец XV и начало XVI века. И следующий период – конец XIX – начало XX века.
В его произведениях чувствуется незаурядность, особый взгляд на вещи, поражают остроумие, ироничность. Творчество Плаксина ошеломляет, нутром чувствуешь его энергию, ощущаешь закипание ума. Он берется и осмысляет сложные темы, его образы символичны. Сколько идей! Тем! Экспериментов! Экстравагантности! Эстетства! Дизайнерских ходов!
Как же встретили метафизично-реалистическо-концептуальную стихию Плаксина петрозаводские любители изобразительного искусства, которых немало собралось не вернисаж?
– Интересно, правда? – восклицает один из них и добавляет: – Уже надоели эти Кижи!
Вот другой отклик:
– Любопытный автор, какой экспериментатор! Но это не мой художник.
Еще один:
– Мне все интересно, хочется всмотреться, поразмышлять, но за душу не берет. Пищи для ума, правда, хватает.
Собственно, сколько людей столько и мнений, но выставка точно не оставила людей равнодушными. Приведу еще одно высказывание известного карельского художника Сергея Терентьева:
– В этой выставке очень много от настоящей художественной культуры. В ней видно эпоху. Смотрится это современно, но в то же время понятно, откуда корни. Для Петрозаводска выставка Давида Плаксина – это классный, вкусный, красивый пример творчества. Это вне всякой конъюнктуры, смотрится актуально и востребовано во всех смыслах.
Фото автора