
Перед художниками поставили серьезную задачу: создать новые визуальные образы Карелии
Целый год кураторы и художники с финской и российской стороны готовились, чтобы запустить проект «Северный парадиз»: переговоры, цикл образовательных семинаров по проектному мышлению для молодых авторов, конкурс на участие в проекте, установочные семинары для победителей.
Плавучая резиденция
И вот позади совместная творческая экспедиция на корабле по объектам культурно-исторического наследия бассейна Онежского озера и наконец первая выставка «В поисках рая», которая открылась в медиа-центре «Vыход». Это своего рода увертюра к проекту, по словам одного из кураторов Сергея Терентьева. Зрителям приоткрывается возможность увидеть, как как идет творческий процесс, поскольку выставка — презентация своего рода идей, набросков, этюдов, всего того, из чего в будущем, возможно, появится произведение.
— Миссия этого проекта заключается в том, — говорит Терентьев, — чтобы сделать что-то значимое, запустить важный для обеих сторон процесс и попытаться заложить фундамент того, что даст свой плод через 3-4 года. Чтобы потом можно было сказать, что мы по крайней мере старались.
В проекте участвуют 10 художников, они надеются, что он станет их серьезным вкладом в культуру обеих стран.
— В скором времени финские творцы снова приедут в карельскую резиденцию, — рассказывает Кари Виртанен, художник и куратор с финской стороны, — а следующим летом в городе Иломантси состоится арт-лагерь для художников, где мы будем работать над созданием большой международной выставки, которая будет проходить в течение всего лета.
Любопытно было узнать, насколько путешествие пришлось по вкусу гостям, ведь, по сути, природа в Восточной Карелии на территории Финляндии не очень отличается от нашей.
— У нас получилась настоящая плавучая резиденция для художников, — рассказала участникам вернисажа Хейди Вассара, один из кураторов, — была чудесная атмосфера общения. Интересные памятники культуры. Это был потрясающий и полезный опыт для молодых художников.
Вызов брошен
Образ северного рая или края, если говорить шире, — какой он? Организаторы предложили вызов молодому поколению: найти современный визуальный образ своего края, что не так уж легко. Нужен поиск новых художественных средств, необычный взгляд на действительность.
— Пять дней на белом корабле идти по бескрайнему озеру и думать только о творчестве — воплощенный рай для художников, — рассуждает медиа-художник Наталья Логинова. — Меня немного беспокоило одно: как жить в очень тесном пространстве в группе малознакомых людей. Нас спасло то, что каждый художник был сосредоточен на себе и своей работе. Конечно, задача кураторов состояла не только в том, чтобы осчастливить нескольких художников, перед нами поставили очень серьезную задачу: создать новые визуальные образы Карелии. Решение не лежит на поверхности, вдохновением могла вызвать самая неожиданная тема. Я обратилась к началу — к истории заселения нашей территории. Сейчас изучаю материалы исследований Оленеостровского могильника.

На выставке в медиа-центре «Vыход» представлен, по сути, рабочий материал, из которого в будущем должна получиться масштабная выставка. Что любопытного в экспозиции? Понравились некоторые идеи наших финских гостей. Например, аудиоинсталляция Туомаса Олликайненеа, Ханнериины Мойссейнен и Яркко Сувела. Они сопоставляют маяк с человеком, одиноким, находящимся в экстремальных условиях, один на один с природой. Изображение маяка дополняется странным звучанием, созданным, по словам художников, из коллективного спонтанного чувства эмпатии к заброшенному маяку.


Любопытно, во что вырастет инсталляция Туомаса Олликайнена «Острова: формы и паттерны», но и сейчас интересно рассматривать все, что отобрал художник из найденного им материала для инсталляции.

Неожиданной и интересной показалась работа Ханнериины Мойссейнен «Птицы». Первоначально видишь только белые листы и уже начинаешь недоумевать, как вдруг, приглядевшись, замечаешь бледные образы древних петроглифов. Они выполнены в технике натирания.



Пересмотр мировоззрения
Привлекает внимание идея Натальи Егоровой. Присутствие подобного серьезного проекта на стыке искусства и науки отметил в своем выступлении на вернисаже и финский художник, скульптор Томас Олликайнен, выпускник Сайменского университета прикладных наук, где в настоящее время читает лекции. Проект Егоровой «Марсий» интересен участием ученых-орнитологов Сергея Симонова и Марии Матанцевой, инженера и программиста Даниила Бакалина.

Суть инсталляции «Внутрь пеночки-веснички», представленной на выставке, в том, чтобы показать зрителю, как устроен и работает сиринкс — орган, в котором образуется звук. Наталья сделала открытие: сиринкс похож на утраченный древнегреческий инструмент авлос. Смотрится инсталляция любопытно, но пока трудно представить, как будет она выглядеть в законченном виде.
— Безгранично интересные места, удивительные люди — всё это как две вселенные, существующие параллельно, но не пересекающиеся с моей, были настоящим открытием, — отзывается о путешествии молодой ученый-орнитолог Сергей Симонов. — Во мне появилось совершенно иное восприятие многого, что приходилось видеть раньше. Впечатления о поездке сопоставимы с небольшим пересмотром мировоззрения.
Сергей рассказал о совместной работе с Натальей:
— Даже сейчас, находясь очень далеко от Карелии, поддерживаю с ней связь: появляются новые идеи, факты… В плавании выполнял свою непосредственную привычную работу, снимая камерой, закрепленной на голове. Плюс записывал сигналы птиц и фотографировал. Всё это, наряду с тем, что собрали весной и летом, Наташа осмыслила и воплотила в «Vыходе» совершенно удивительным образом. А именно — анимацию с песней веснички. Основу анимации составляют реальные срезы сиринкса пеночки-веснички, сделанные нами с применением микротома. Мне искренне нравится то, как Наташа объединила это со звукорядом, записанным на одном из островов Онеги у птицы, решившей спеть несмотря на осень.
Новая реальность
Интересно, что некоторые художники, такие как Ярко Сувела, Дина Четвертная, Пяйви Хюнинен и Антонина Юфа ищут новые образы на основе своих внутренних ощущений. Они пытаются пристально вслушаться, внимательно всмотреться, предельно настроиться на окружающий мир природы. Мне кажется, Дине Четвертной удалось в фотографиях передать образ смутных чувств и неопределенных переживаний, не оформившихся до конца в сознании.

— Во время поездки меня впечатлили некоторые места, даже скорее не места, а ощущения, которые они вызывали, — поясняет Дина. — Это заставило задуматься о взаимодействии человека с природой на экзистенциальном уровне, задуматься о памяти земли. Сложно подобрать точное выражение, но меня это увлекло.
Фотографии Антонины Юфа реальны какой-то новой реальностью, мало знакомой тому, кто пришел в лес просто по грибы да по ягоды. Есть ощущение, что художник взглянул на каменные плиты из другого мира.

Пока с трудом представляешь, во что могут перерасти эти идеи, как осмыслят художники свои экспедиционные находки и к чему приведет их творческий процесс. Смогут ли они обобщить свои ощущения и появятся ли в результате новые образы нашего края? Поживем — увидим.
Фото Ирины Ларионовой