Вернисаж с Ириной Ларионовой, Главное

В поисках карельского рая

Кадр из видеофильма "На Бесовом носу"
Кадр из видеофильма «На Бесовом носу»

Перед художниками поставили серьезную задачу: создать новые визуальные образы Карелии

Целый год кураторы и художники с финской и российской стороны  готовились, чтобы запустить проект «Северный парадиз»: переговоры,  цикл образовательных семинаров по проектному мышлению для молодых авторов, конкурс на участие в проекте, установочные семинары для победителей.

Плавучая резиденция

И вот позади совместная творческая экспедиция на корабле по объектам культурно-исторического наследия бассейна Онежского озера и наконец первая выставка «В поисках рая», которая открылась в медиа-центре «Vыход». Это своего рода увертюра к проекту, по словам одного из кураторов Сергея Терентьева. Зрителям приоткрывается возможность увидеть, как как идет творческий процесс, поскольку выставка — презентация своего рода идей, набросков, этюдов, всего того, из чего в будущем, возможно, появится произведение.

par1

 

— Миссия этого проекта заключается в том, — говорит Терентьев, — чтобы сделать что-то значимое, запустить важный для обеих сторон процесс и попытаться заложить фундамент того, что даст свой плод через 3-4 года. Чтобы потом  можно было сказать, что мы по крайней мере старались.

В проекте участвуют 10 художников, они надеются, что он станет их серьезным вкладом в культуру обеих стран.

— В скором времени финские творцы снова приедут  в карельскую резиденцию, — рассказывает Кари Виртанен, художник и куратор с финской стороны, — а следующим летом в городе Иломантси состоится арт-лагерь для художников, где мы будем работать над созданием большой международной выставки, которая будет проходить в течение всего лета.

Любопытно было узнать, насколько путешествие пришлось по вкусу гостям, ведь, по сути, природа в Восточной Карелии на территории Финляндии не очень отличается от нашей.

— У нас получилась настоящая плавучая резиденция для художников, — рассказала участникам вернисажа Хейди Вассара, один из кураторов, —  была чудесная атмосфера общения. Интересные памятники культуры. Это был потрясающий и полезный опыт для молодых художников.

par8

 

Вызов брошен

Образ северного рая или края, если говорить шире, — какой он? Организаторы предложили вызов молодому поколению: найти современный визуальный образ своего края, что не так уж легко. Нужен поиск новых художественных средств, необычный  взгляд на действительность.

— Пять дней на белом корабле идти по бескрайнему озеру и думать только о творчестве — воплощенный рай для художников, — рассуждает медиа-художник Наталья Логинова. — Меня немного беспокоило одно: как жить в очень тесном пространстве в группе малознакомых людей. Нас спасло то, что каждый художник был сосредоточен на себе и своей работе. Конечно, задача кураторов состояла не только в том, чтобы осчастливить нескольких художников, перед нами поставили очень серьезную задачу: создать новые визуальные образы Карелии. Решение не лежит на поверхности, вдохновением могла вызвать самая неожиданная тема. Я обратилась к началу — к истории заселения нашей территории. Сейчас изучаю материалы исследований Оленеостровского могильника.

Наталья Логинова. В поисках рая
Наталья Логинова. В поисках рая

На выставке в медиа-центре «Vыход» представлен, по сути, рабочий материал, из которого в будущем должна получиться масштабная выставка. Что любопытного в экспозиции? Понравились некоторые идеи наших финских гостей. Например, аудиоинсталляция  Туомаса Олликайненеа, Ханнериины Мойссейнен и Яркко Сувела. Они сопоставляют маяк с человеком, одиноким, находящимся в экстремальных условиях, один на один с природой. Изображение маяка дополняется странным звучанием, созданным, по словам художников, из коллективного спонтанного чувства эмпатии к заброшенному маяку.

par6a

Работы Яркко Сувела
Работы Яркко Сувела
Пяйви Хюнинен. Из серии "Бесов нос"
Пяйви Хюнинен. Из серии «Бесов нос»

Любопытно, во что вырастет инсталляция  Туомаса Олликайнена «Острова: формы и паттерны», но и сейчас интересно рассматривать все, что отобрал художник из  найденного им материала для инсталляции.

Туомас Олликайнен. Острова: формы и паттерны
Туомас Олликайнен. Острова: формы и паттерны

Неожиданной  и интересной показалась работа Ханнериины Мойссейнен «Птицы». Первоначально видишь только белые листы и уже начинаешь недоумевать, как вдруг, приглядевшись, замечаешь бледные образы древних петроглифов. Они выполнены в технике натирания.

Ханнериина Мойссейнен. Птицы
Ханнериина Мойссейнен. Птицы
Ханнериина Мойссейнен. Маяк
Ханнериина Мойссейнен. Маяк
Туули Мериляйнен. Наброски из путевого скетчбука, линер
Туули Мериляйнен. Наброски из путевого скетчбука, линер

Пересмотр мировоззрения

Привлекает внимание идея  Натальи Егоровой.  Присутствие подобного серьезного проекта на стыке искусства и науки отметил в своем выступлении на вернисаже и финский художник, скульптор Томас Олликайнен, выпускник Сайменского университета прикладных наук, где в настоящее время читает лекции.  Проект Егоровой «Марсий» интересен участием ученых-орнитологов Сергея Симонова и Марии Матанцевой, инженера и программиста Даниила Бакалина.

Наталья Егорова. Сергей Симонов. Даниил Бакалин. Внутрь пеночки-веснички
Наталья Егорова. Сергей Симонов. Даниил Бакалин. Внутрь пеночки-веснички

Суть инсталляции «Внутрь пеночки-веснички», представленной на выставке, в том, чтобы показать зрителю, как устроен и работает сиринкс — орган, в котором образуется звук. Наталья сделала открытие: сиринкс похож на утраченный древнегреческий инструмент авлос. Смотрится инсталляция любопытно, но пока трудно представить, как будет она выглядеть в законченном виде.

— Безгранично интересные места, удивительные люди — всё это как две вселенные, существующие параллельно, но не пересекающиеся с моей, были настоящим открытием, — отзывается о путешествии молодой ученый-орнитолог Сергей Симонов. —  Во мне появилось совершенно иное восприятие многого, что приходилось видеть раньше. Впечатления о поездке сопоставимы с небольшим пересмотром мировоззрения.

Сергей рассказал о совместной работе с Натальей:

— Даже сейчас, находясь очень далеко от Карелии, поддерживаю с ней связь: появляются новые идеи, факты… В плавании выполнял свою непосредственную привычную работу, снимая камерой, закрепленной на голове. Плюс записывал сигналы птиц и фотографировал. Всё это, наряду с тем, что собрали весной и летом, Наташа осмыслила и воплотила в «Vыходе» совершенно удивительным образом. А именно — анимацию с песней веснички. Основу анимации составляют реальные срезы сиринкса пеночки-веснички, сделанные нами с применением микротома. Мне искренне нравится то, как Наташа объединила это со звукорядом, записанным на одном из островов Онеги у птицы, решившей спеть несмотря на осень.

 

Новая реальность

Интересно, что некоторые художники, такие как Ярко Сувела, Дина Четвертная, Пяйви Хюнинен и Антонина Юфа ищут новые образы на основе своих внутренних ощущений. Они пытаются пристально вслушаться, внимательно всмотреться, предельно настроиться на окружающий мир природы. Мне кажется, Дине Четвертной удалось в фотографиях передать образ смутных чувств и  неопределенных переживаний,  не оформившихся до конца в сознании.

Дина Четвертная. Онежская серия
Дина Четвертная. Онежская серия

— Во время поездки меня впечатлили некоторые места, даже скорее не места, а ощущения, которые они вызывали, — поясняет Дина. — Это заставило задуматься о взаимодействии человека с природой на экзистенциальном уровне, задуматься о памяти земли. Сложно подобрать точное выражение, но меня это увлекло.

Фотографии Антонины Юфа реальны какой-то новой реальностью, мало знакомой тому, кто пришел в лес просто по грибы да по ягоды. Есть ощущение, что художник взглянул на каменные плиты из другого мира.

Антонина Юфа. Прикосновение
Антонина Юфа. Прикосновение

 

Пока с трудом представляешь, во что могут перерасти эти идеи, как осмыслят художники свои экспедиционные находки и к чему приведет их творческий процесс. Смогут ли они обобщить свои ощущения и появятся ли в результате новые образы нашего  края? Поживем — увидим.

Фото Ирины Ларионовой