В Музее изобразительных искусств Карелии открылась новая выставка. Пожалуй, столько мужчин на вернисаже здесь прежде не видела.
Интересно, что «рыбной» идеей вдохновился и стал ее куратором главный хранитель музея Сергей Ларионов. И неслучайно! Не раз приходилось видеть в соцсети, как Сергей демонстрирует свои рыбные трофеи. В разговоре на вернисаже он признался, что главной добычей в его жизни была щука в 12 килограммов.
Пожалуй, столько мужчин, сколько их пришло на вернисаж выставки «Ни хвоста, ни чешуи», не видела здесь прежде. Правда, в ее рамках открылась еще одна вызвавшая интерес небольшая экспозиция, посвященная деятельности легендарного историко-культурного центра «Полярный Одиссей». Скорее всего именно водно-морские темы и привлекли настоящих мужчин в этот день в музей.
Большая часть произведений, представленных в экспозиции, — из фондов музея. Есть тут интересные вещи, некоторые зритель не видел вовсе или видел крайне редко. Есть и совершенно небывалые экспонаты, которые появились в экспозиции благодаря музейному содружеству: что-то из Национального архива РК, кое-что из музея истории ПетрГУ, куда вошла этнографическая коллекция Виктора Ершова.
Экспозиция выставки показалась не совсем ровной, но лиха беда начало. Удачным, эстетически выстроенным стал первый зал, где представлены изысканная компьютерная графика Александра Трифонова, чудесные произведения Юрия Люкшина, Ирины и Юрия Грецких, Дмитрия Учуваткина, а также резьба по дереву Игоря Гашкова и Андрея Комулайнена. В витринах огромные щучьи головы из коллекции Ершова, которые, как выяснилось, не просто трофеи рыбаков – они выполняли роль оберегов.
— В год экологии нам с помощью разнообразного зрительного ряда хотелось обратить внимание общественности на проблему взаимодействия человека с окружающей средой, — рассказывает куратор выставки Сергей Ларионов. – Рыболовство издревле не просто древнейшее занятие человечества, иногда оно становилось основой некоторых культурно-исторических феноменов. Поэтому для первого зала были отобраны произведения, в которых читается связь водной стихии и человека.
Другие залы раскрывают предметный мир рыбалки. Тяжеловатым для восприятия показался следующий зал, хотя именно в нем сосредоточены прекрасные живописные произведения из фонда музея. Тут можно увидеть натюрморты Валентины Авдышевой и Юрия Трофимова, чудесные полотна карельских художников Суло Юнтунена, Георгия Стронка, Михаила Юфы, Натальи и Валерия Кошелевых, Виталия Добрынина, Бадри Топурия. Из известных мастеров отечественного искусства представлен Александр Осмеркин.
В третьем зале, помимо тематических акварелей Нелли Григорьевой, Владимира Лобанова, Ирины Перегородиной, Маргариты Пермяковой, Юлии Гущиной и других авторов, поразила шестиметровая лодка-долбленка весом 200 килограммов и длиной около шести метров, предоставленная историко-культурным центром «Полярный Одиссей». Доставить ее в музей оказалось делом хлопотным, заказывался спецтранспорт, грузчики, не обошлось без приключений.
В последнем зале много ярких и интересных произведений. Необычные натюрморты Максима Кошелева, графика Виктории Зориной, Аллы Власенко, Дмитрия Учуваткина, Александра Трифонова — сами по себе узнаваемы и хороши, но в экспозицию, на мой взгляд, не сложились.
Зал оказался пустоват, хотя часть его и занимает интерактивная инсталляция. По замыслу куратора, часть стены изображает берег озера, заваленный мусором. Школьникам, которые придут на экскурсию, придется потрудиться и собрать весь береговой мусор – идея, конечно, хорошая, особенно, если иметь в виду экологический аспект выставки.
— Ее название – «Ни хвоста, ни чешуи» — устоявшийся фольклорная фраза, но на самом деле, – поясняет куратор, — это элемент первобытной магии. Так же как охотникам желали ни пуха, ни пера, так рыбаков, отправляя на рыбалку, благословляли фразой: «Ни хвоста, ни чешуи».
Фото Ирины Ларионовой