Афиша Петрозаводска, Вернисаж с Ириной Ларионовой

Две выставки, два мира

В Городском выставочном зале открылись сразу две выставки. Представлены живопись Валентины Диффинэ-Кристи и скульптура Павла Калтыгина.

Выставка, объединившая два разных вида искусства, две разные школы — московскую и петербургскую, произвела самое хорошее впечатление. Это тот случай, когда после вернисажа хочется летать и любить весь мир.

Открывает выставку искусствовед, директор ГВЗ Мария Юфа
Открывает выставки искусствовед, директор ГВЗ Мария Юфа. Рядом Павел Калтыгин

ГВЗ нередко объединяет двух авторов, деля пространство на две условных выставочных площадки (каждому автору по залу), но в конкретном случае впечатление от совмещения воздушной, импрессионистической живописи с неоклассической академической скульптурой превзошло все ожидания. Зрители, пришедшие на вернисаж, не хотели расходиться.

 

Выставка Валентины Диффинэ-Кристи

Судьба московской художницы Валентины Диффинэ-Кристи, чьи произведения сразу легли на душу,  впечатлила. Училась у пейзажиста Константина Юона, Сергея Герасимова. Мужа Валентины Евгения Диффинэ все считали гениальным живописцем. Он умер в эвакуации всего 28 лет от роду. Его жена прожила 92 года, оставаясь принципиально верной мужу и идеям импрессионизма.

Валентина Диффинэ-Кристи. Портрет рабочего завода имени Ильича
Валентина Диффинэ-Кристи. Портрет рабочего завода имени Ильича
Валентина Диффинэ-Кристи. Митино. Люпины
Валентина Диффинэ-Кристи. Митино. Люпины
Валентина Диффинэ-Кристи. На даче. Фрагмент
Валентина Диффинэ-Кристи. На даче. Фрагмент
Валентина Диффинэ-Кристи. Портрет Андрея Павленова
Валентина Диффинэ-Кристи. Портрет Андрея Павленова
Валентина Диффинэ-Кристи. Портрет рабочего Зоткина, ударника коммунистического труда. Завод имени В.И. Ленина
Валентина Диффинэ-Кристи. Портрет рабочего Зоткина, ударника коммунистического труда. Завод имени В.И. Ленина
Валентина Диффинэ-Кристи. Хохловский переулок
Валентина Диффинэ-Кристи. Хохловский переулок

Необычно видеть  на импрессионистических полотнах не женщин в прекрасном саду в солнечный день, а обычных мужчин и женщин, рабочих, передовиков производства. Еще более удивительно, что эти полотна созданы в то время, когда большинство художников вынуждены были писать в рамках социалистического реализма под идеологическим прессингом властей.  

Произведения Валентины Диффинэ-Кристи находятся в российских музеях, в том числе и в Третьяковской галерее. Петрозаводску повезло, что коллекция, путешествующая по российским городам, попала в наш выставочный зал, ведь, по словам члена правления Союза художников Артема Стародубцева, такая живопись в Петрозаводске бывает не часто. И если творчество Валентины Диффинэ-Кристи можно проанализировать в целом, то Павел Калтыгин находится в начале творческого пути.

 

Выставка Павла Калтыгина

Первый зал отдан под  творчество нашего земляка, замечательного молодого скульптора Павла Калтыгина (здесь интервью с Павлом).

Помню, когда впервые на выставке карельских студентов Академии художеств в Санкт-Петербурге  увидела миниатюрные скульптуры Павла Калтыгина, была совершенно очарована. Образы «Курьера» и знаменитого Порше буквально врезались в память, как и имя молодого автора. Все последнее время  следила за творчеством талантливого и харизматичного скульптора.

Павел Калтыгин. Курьер
Павел Калтыгин. Курьер

Вся экспозиция составлена самим Павлом и выглядит исключительно. Эстетика подачи скульптуры выверена до каждого сантиметра, ведь молодому художнику надо было представить и миниатюрные, и  монументальные объекты.

Павел Калтыгин. Портрет Александры
Павел Калтыгин. Портрет Александры

Работы, созданные в основном за годы учебы в академии и после нее, поражают не только количеством, масштабом идей, но мастерством и талантом. Восхищает всё: от миниатюрного смешного осла до мощного образа святого Христофора.

Елена Тимофеева, преподаватель Детской художественной школы при Дворце творчества детей и юношества, где учился Павел, считает, что он обладает удивительным трудолюбием, умением сосредоточиться на необходимом, предпочитая тусовкам настоящую работу. А самое главное — Елена ценит в своем ученике, что он, создавая образы, не ограничивается гуглом, как это делают многие, а копает глубоко, как это было, например, с образом святого Христофора.

Павел Калтыгин. Святой Христофор
Павел Калтыгин. Святой Христофор
Павел Калтыгин. Святой Христофор. Фрагмент
Павел Калтыгин. Святой Христофор. Фрагмент

По мнению искусствоведа Марии Юфа, даже эта первая персональная выставка Павла Калтыгина говорит о большом творческом потенциале молодого автора. Он может виртуозно делать камерные и лирические вещи, даже с юмором, а еще у Павла есть способности создавать монументальные серьезные вещи. Диапазон очень большой, дебют многообещающий.

Павел Калтыгин. Скульптура Давида (подарена музею ИЗО РК)
Павел Калтыгин. Скульптура Давида (подарена музею ИЗО РК)
Павел Калтыгин. Арлекин
Павел Калтыгин. Арлекин
Павел Калтыгин. Источник
Павел Калтыгин. Источник
Павел Калтыгин. Осел
Павел Калтыгин. Осел
Павел Калтыгин. Тэнгу
Павел Калтыгин. Тэнгу

Павел только что показывал свои произведения в петербургском Манеже на большой русско-японской молодежной выставке «Преодоление» и в московском ЦДХ на международном художественном салоне «Снова вместе».

Поздравляя Павла с персональной выставкой, председатель Союза художников Карелии Владимир Зорин воскликнул:

— Увидеть среди современных художников, которые вольно относятся к пропорциям создаваемых образов,  такого автора, который профессионально создает скульптуру и на хорошем уровне знает анатомию, это здорово!

Председатель Союза художников Карелии Владимир Зорин
Председатель Союза художников Карелии Владимир Зорин (слева) и Павел Калтыгин

Артем Стародубцев назвал Павла Калтыгина патриотом, ведь, одно дело привезти из Санкт-Петербурга фотографии или живописные полотна, и совсем  другое дело скульптуру. Для этого надо быть большим энтузиастом.

И еще один штрих. Известные карельские скульпторы или отошли в мир иной, или живут в забвении, никому не нужные, ведь государственных заказов нет. Спасают только частные заказы на ритуальные услуги. И даже тогда, когда появилось намерение у властей  установить памятник замечательным поэтам Александру Морозову и Роберту Рождественскому, они обратились не к местным скульпторам, что было бы естественно, а к московским, что просто обидно.

Теперь снова прецедент. Конкурс на создание памятника известной заонежской плакальщице Ирине Федосовой провели кулуарно, не сообщая общественности, которая собирала деньги, никакой информации. В экспозиции персональной выставки Павла Калтыгина находится чудесный эскиз памятника Федосовой с проработанной совместно с архитектором пространственной концепцией, где  Федосова изображена молодой девушкой, что необычно и современно. Нашим же замшелым умам Федосова представляется бабкой на печи или среди малых детей. В образе Павла Калтыгина она символизирует собой свечу горения за свой народ. А нам так нужны такие символы!

Павел Калтыгин рядом с эскизом памятника Ирине Федосовой
Павел Калтыгин рядом с эскизом памятника Ирине Федосовой

Павел Калтыгин

На вренисаже выставки Павла Калтыгина

Елена Тимофеева у работы Павла Калтыгина "Тэнгу"
Елена Тимофеева у работы Павла Калтыгина «Тэнгу»

На вренисаже выставки Павла Калтыгина

Фото Ирины Ларионовой