В Городском выставочном зале открылись сразу две выставки. Представлены живопись Валентины Диффинэ-Кристи и скульптура Павла Калтыгина.
Выставка, объединившая два разных вида искусства, две разные школы — московскую и петербургскую, произвела самое хорошее впечатление. Это тот случай, когда после вернисажа хочется летать и любить весь мир.
ГВЗ нередко объединяет двух авторов, деля пространство на две условных выставочных площадки (каждому автору по залу), но в конкретном случае впечатление от совмещения воздушной, импрессионистической живописи с неоклассической академической скульптурой превзошло все ожидания. Зрители, пришедшие на вернисаж, не хотели расходиться.
Выставка Валентины Диффинэ-Кристи
Судьба московской художницы Валентины Диффинэ-Кристи, чьи произведения сразу легли на душу, впечатлила. Училась у пейзажиста Константина Юона, Сергея Герасимова. Мужа Валентины Евгения Диффинэ все считали гениальным живописцем. Он умер в эвакуации всего 28 лет от роду. Его жена прожила 92 года, оставаясь принципиально верной мужу и идеям импрессионизма.
Необычно видеть на импрессионистических полотнах не женщин в прекрасном саду в солнечный день, а обычных мужчин и женщин, рабочих, передовиков производства. Еще более удивительно, что эти полотна созданы в то время, когда большинство художников вынуждены были писать в рамках социалистического реализма под идеологическим прессингом властей.
Произведения Валентины Диффинэ-Кристи находятся в российских музеях, в том числе и в Третьяковской галерее. Петрозаводску повезло, что коллекция, путешествующая по российским городам, попала в наш выставочный зал, ведь, по словам члена правления Союза художников Артема Стародубцева, такая живопись в Петрозаводске бывает не часто. И если творчество Валентины Диффинэ-Кристи можно проанализировать в целом, то Павел Калтыгин находится в начале творческого пути.
Выставка Павла Калтыгина
Первый зал отдан под творчество нашего земляка, замечательного молодого скульптора Павла Калтыгина (здесь интервью с Павлом).
Помню, когда впервые на выставке карельских студентов Академии художеств в Санкт-Петербурге увидела миниатюрные скульптуры Павла Калтыгина, была совершенно очарована. Образы «Курьера» и знаменитого Порше буквально врезались в память, как и имя молодого автора. Все последнее время следила за творчеством талантливого и харизматичного скульптора.
Вся экспозиция составлена самим Павлом и выглядит исключительно. Эстетика подачи скульптуры выверена до каждого сантиметра, ведь молодому художнику надо было представить и миниатюрные, и монументальные объекты.
Работы, созданные в основном за годы учебы в академии и после нее, поражают не только количеством, масштабом идей, но мастерством и талантом. Восхищает всё: от миниатюрного смешного осла до мощного образа святого Христофора.
Елена Тимофеева, преподаватель Детской художественной школы при Дворце творчества детей и юношества, где учился Павел, считает, что он обладает удивительным трудолюбием, умением сосредоточиться на необходимом, предпочитая тусовкам настоящую работу. А самое главное — Елена ценит в своем ученике, что он, создавая образы, не ограничивается гуглом, как это делают многие, а копает глубоко, как это было, например, с образом святого Христофора.
По мнению искусствоведа Марии Юфа, даже эта первая персональная выставка Павла Калтыгина говорит о большом творческом потенциале молодого автора. Он может виртуозно делать камерные и лирические вещи, даже с юмором, а еще у Павла есть способности создавать монументальные серьезные вещи. Диапазон очень большой, дебют многообещающий.
Павел только что показывал свои произведения в петербургском Манеже на большой русско-японской молодежной выставке «Преодоление» и в московском ЦДХ на международном художественном салоне «Снова вместе».
Поздравляя Павла с персональной выставкой, председатель Союза художников Карелии Владимир Зорин воскликнул:
— Увидеть среди современных художников, которые вольно относятся к пропорциям создаваемых образов, такого автора, который профессионально создает скульптуру и на хорошем уровне знает анатомию, это здорово!
Артем Стародубцев назвал Павла Калтыгина патриотом, ведь, одно дело привезти из Санкт-Петербурга фотографии или живописные полотна, и совсем другое дело скульптуру. Для этого надо быть большим энтузиастом.
И еще один штрих. Известные карельские скульпторы или отошли в мир иной, или живут в забвении, никому не нужные, ведь государственных заказов нет. Спасают только частные заказы на ритуальные услуги. И даже тогда, когда появилось намерение у властей установить памятник замечательным поэтам Александру Морозову и Роберту Рождественскому, они обратились не к местным скульпторам, что было бы естественно, а к московским, что просто обидно.
Теперь снова прецедент. Конкурс на создание памятника известной заонежской плакальщице Ирине Федосовой провели кулуарно, не сообщая общественности, которая собирала деньги, никакой информации. В экспозиции персональной выставки Павла Калтыгина находится чудесный эскиз памятника Федосовой с проработанной совместно с архитектором пространственной концепцией, где Федосова изображена молодой девушкой, что необычно и современно. Нашим же замшелым умам Федосова представляется бабкой на печи или среди малых детей. В образе Павла Калтыгина она символизирует собой свечу горения за свой народ. А нам так нужны такие символы!
Фото Ирины Ларионовой