
О выставке «Цифровые сны. Шедевры компьютерной графики» в Городском выставочном зале Петрозаводска
В экспозиции представлены лучшие из тысячи отобранных работ со всего мира. Здесь есть цифровая живопись, фотоарт и 3-D графика.
«Цифровые сны» — это международный проект петербургского АРТ-центра, посвященный цифровому современному искусству.
Заходишь в зал и попадаешь в необыкновенный мир. Вроде бы он узнаваем до деталей, но с другой стороны, абсолютно ирреальный. Фантазия человека безгранична, и тут компьютер с его возможностями помогает современным художникам моделировать не просто один новый мир, но целые миры.
В экспозиции представлены лучшие из тысячи отобранных работ со всего мира. Здесь авторы из США, Латвии, России, Германии, Испании, Бразилии, Китая и других стран мира. Информация рядом с работами в виде небольших интервью дает полное представление об авторах этих шедевров графики.
Как созданы работы, в каких жанрах они выполнены? Здесь есть цифровая живопись (картины, выполненные при помощи графического планшета), фотоарт (создание сюрреалистических коллажей при помощи фотоснимков), а также 3-D графика. Понятно, что это огромный труд, требующий познаний в области современной сложной техники. Можно здесь же прочесть, как рождаются эти удивительные композиции.




Вот, например, один из известнейших авторов в области графического дизайна Джати Путра из Индонезии. Для него не существует законов всемирного тяготения, в его мире фантазий возможно всё. Он признается в интервью, что самая сложная часть его работы – поиск фотографий для задуманного сюжета.

Со мной в зале происходили самые настоящие реальные метаморфозы переживаний, такие же яркие, как сами творения. Сначала я была поражена, увлечена и захвачена увиденным. Потом начала уставать от этих бесконечных миров, множества деталей и деталек в них и захотелось спуститься на грешную землю. Потом вдруг увидела работы, уже знакомые и даже расхожие, гуляющие по интернету сами по себе без всякого авторства и даже любимые. Это вновь подняло настроение.
Признаюсь, мне особенно по душе оказались работы двух авторов: немки Катрин Вельц-Штайн и Паоло Доменикони, книжного иллюстратора из Италии. Оба они воспитывались на сказках Андерсена, может, поэтому их работы для меня обладают тем, что несет сказка, – волшебством, теплом, близкой реальностью сюжетов.


Многие работы мне показались неожиданными, но слишком техническими, если можно так сказать, они умозрительны и не греют душу.
Интересно было узнать, что думает о выставке наш карельский художник Александр Трифонов, который уже давно, с появлением в его жизни компьютера, работает в области компьютерной графики. Что думает мэтр, человек, воспитанный в рамках традиции с одной стороны, а с другой принимающий для себя эти новые возможности?
— На мой взгляд, — говорит Трифонов, — большинство работ созданы чисто технологически. Понятно, что это новое направление стремится удивить и показать что-то необычное с помощью технологии. Но лично мне в этих композициях не хватает связи с традиционным искусством. Чувствуется, что работы созданы не художником. Этот человек интересуется технологиями и восторгается от того, что ему подвластна возможность создать нечто эффектное. И это у него на первом месте. Мне бывает обидно, что современные художники полностью отрицают традицию и начинают творить так, как будто до них не было никакого пути и поиска. Такого нет, например, в японском искусстве. Так или иначе японское современное искусство зиждется на их традициях. И это всегда интереснее. Поэтому все слишком новое, лишенное намека на традицию, для меня уже не так ценно. Ценным остается только технология и необычные возможности.
Соглашусь с мнением авторитетного художника. Такие современные работы вполне уместны как обложка для диска, журнала, видеосказки, как афиша кинофильма, как открытка. Это логично и укладывается в рамки современного дизайна. Понятно, что сейчас молодежь мыслит иными образами, и в этом нет ничего плохого. Но есть простая жизненная философия: если дерево теряет свои корни, оно гибнет. А вообще любопытно, как будет развиваться искусство дальше, в том числе и цифровое. И, конечно, стоит посмотреть эту выставку, она открыта до 31 марта.
Фото Ирины Ларионовой