Афиша Петрозаводска, Вернисаж с Ириной Ларионовой

Палитра меняется

На выставке. Фото Ирины Ларионовой
На выставке. Фото Ирины Ларионовой

В Музее изобразительных искусств открылась 51-я республиканская выставка «Художники Карелии». Представлено творчество членов Союза художников Карелии. В экспозицию вошли 164 произведения 81 автора.

Выставка имеет давнюю историю. Ежегодно в течение пяти десятков лет ее ждут и художники, и зрители. С появлением Творческого союза обе художественные организации показывают каждый свою выставку раз в два года. Было бы любопытно посмотреть, наконец,  общую экспозицию двух союзов. Может, иногда традиции стоит менять? Кажется, лед уже тронулся: нынешнее название выставки — «Художники Карелии», тогда как последние годы она называлась «Онежская палитра».

— Мне кажется, выставка в этом году свежее и бодрее, чем два года назад. Многие мне говорили об этом, — говорит председатель союза Владимир Зорин. — В 2019 году членами нашего союза стали семь художников, появились новые имена, что отрадно! Мы старались так создать экспозицию, чтобы можно было обратить внимание на работы вновь вступивших. Это и портреты Галины Калининой, арт-объекты  из металла Алексея Лебедева, керамика Елены Тимофеевой. Они, на мой взгляд, оживили экспозицию,. Появился новый молодой автор Владимир Дулькин, он показал портрет арабского крестьянина. Наша выставка – шанс дать возможность показать себя молодым, почему нет?  Из 80-ти авторов в выставке принимают участие два десятка не членов союза. 

— По какому принципу отбирались произведения художников: по две-три картины от автора? – спрашиваю у председателя.

— Первый принцип отбора, — поясняет Владимир Зорин, — качество, уровень и профессионализм. У таких профессионалов, как Аркадий Морозов и Александр Трифонов, мы, например, отбирали работы в большем количестве. Но  и другим давали шанс на участие и брали хотя бы одну работу. Слабые работы в экспозицию не попали.  

Алексей Лебедев. Лодки
Алексей Лебедев. Лодки
Аркадий Морозов. Иногда они к нам возвращаются
Аркадий Морозов. Иногда они к нам возвращаются
 Владимир Лукконен. Лемминкяйнен и лебедь Туонелы
Владимир Лукконен. Лемминкяйнен и лебедь Туонелы

 

Итак, в  экспозиции представлены маститые художники, новички, молодые и умудренные опытом художники. Картина художественной жизни явлена вполне.

Чем же отличается эта выставка от предыдущей? В экспозиции наконец стало больше живописных портретов благодаря обращению к этому жанру, кроме  Валентина Чекмасова, также Жанны Свиридниковой, Галины Калининой, Ирины Теремовской.

Два года назад Павел Поляков создал портрет Пекки Микшеева, а на этот раз представил замечательный, на мой взгляд, портрет матери. Он получился атмосферным и душевным. Большое окно на заднем плане, за которым стеной стоит лес, усиливает состояние умиротворения Эйлы Тимонен.

Павел Поляков. Портрет матери
Павел Поляков. Портрет матери

Изюминкой выставки стали шаржевые зарисовки коллег в жанре портрета Ларисы Антоновой и Александра Киселева. Они сделаны легко и с юмором, узнаваемы и обращают на себя внимание.

Лариса Антонова. Александр Киселев. Художник Михаил Юфа
Лариса Антонова. Александр Киселев. Художник Михаил Юфа

Помните «Арлекина» Павла Калтыгина на одной из прошлых выставок? А сейчас он  и его соратник Юрий Горбунов представили в гипсе модель памятника Михаилу Перхину, известному нашему земляку-ювелиру. По-моему, просто чудесная работа! Яркая, человечная, емкая и стильная!

Павел Калтыгин. Юрий Горбунов. Модель памятника М. Перхину
Павел Калтыгин. Юрий Горбунов. Модель памятника М. Перхину

В этой модели несмотря на ряд недочетов есть и находки, — рассказал Павел. — Я стремился уйти от греческих богов и сделать моего героя  человеком, избавиться от лишнего шума и излишних декоративных деталей, создать скульптуру, смаковал форму и менял ее, как мне хотелось. Уже вижу как хорошие, так и отрицательные детали. Очень постараюсь, чтобы в последующей работе над памятником последних стало меньше. Пожалуй, для этого и нужны переходные модели.

Среди молодых и новых членов союза нельзя не отметить арт-объекты Алексея Лебедева. Есть и такие авторы, к произведениям которых хочется возвращаться: такова берестяная мозаика сюжетов Владимира Зорина. Правда, не хватает лупы, чтобы воочию разглядеть все детали шестилетней работы автора. Помнится, на выставке  Павла Федотова в корпусе Бенуа предлагались зрителям лупы, что было весьма удобно.

У работы Владимира Зорина
У работы Владимира Зорина

Из подобных мастеров и виртуоз своего дела Владимир Баландин. На совершенной формы гребни, кубки, шкатулки, созданные Баландиным, можно смотреть так же долго, как смотрят на огонь. 

Владимир Баландин. Гребень
Владимир Баландин. Гребень

Многие отметили, что художники не прошли мимо общей трагической темы последнего времени — сгоревшей Успенской церкви в Кондопоге. Это и чудесное творение Александра Трифонова – мимо не пройдешь! И графический триптих Нелли Григорьевой, а также работа Анны Грязновой «Уходящая провинция».

Александр Трифонов. Горящая церковь
Александр Трифонов. Горящая церковь
Нелли Григорьева. Рождество. Храм Успения
Нелли Григорьева. Рождество. Храм Успения
Анна Грязнова. Уходящая провинция
Анна Грязнова. Уходящая провинция

Пейзаж сейчас самый популярный из жанров у наших карельских художников. Среди многочисленных полотен на эту тему отмечу экспрессивные работы Сергея Терентьева, Ильи Растатурина, Юрия Каноева, а еще графический городской пейзаж или жанровую картинку с новым арт-объектом на территории Петровской слободы Сергея Чиненова. Кстати, всегда радуюсь, когда вижу что-то, созданное карандашом или тушью. 

Сергей Терентьев. Териберка
Сергей Терентьев. Териберка
Юрий Каноев. Деревенская улица
Юрий Каноев. Деревенская улица
Владимир Ваян. Теплая зима
Владимир Ваян. Теплая зима
Сергей Чиненов. Загляни в историю
Сергей Чиненов. Загляни в историю

Зал акварели по сравнению с живописью выглядит довольно скромно, на мой взгляд, если не считать более сочные и яркие, чем прежде, акварели Ксении Трофимовой и масштабные работы Натальи Кошелевой, которые придают ему настроение. А ведь в зале представлены сильные акварелисты.

Если считать выставку отчетной, а, по сути, так и есть, то она вполне объективно отражает то, что реально происходит в Союзе художников Карелии. Экспозиция демонстрирует разнообразие и ту палитру, карельскую или онежскую вне зависимости от названия, в которой работают художники.

Всё же верится, что формат выставки стал меняться благодаря вливанию новых молодых сил. Отчетные выставки уже мало интересны, хотя имеют право быть. Есть в этом слове что-то сухое, формальное, принужденное, с оттенком советскости. Как будто кто-то кому-то что-то должен.

Один художник на вернисаже сказал мне, что, дескать, избаловали мы вас, зрителей: то вам не нравится, да это вам скучно. Однако, по точному высказыванию философа Ортега-и-Гассета, «человека захватывает новизна, по многим жизненным соображениям, именно к ней он неизменно чуток». Возможно, и нашим художникам стоит менять подход к выставке и придумывать что-то новое.

 

.Валентина Гайчук. Три оранжевые вазы
Валентина Гайчук. Три оранжевые вазы
Елена Тимофеева. Серия "Камни"
Елена Тимофеева. Серия «Камни»
У панно Тенгиза Гиголашвили
У панно Тенгиза Гиголашвили
У пейзажа Ильи Растатурина
У пейзажа Ильи Растатурина

Фото Ирины Ларионовой