В Музее изобразительных искусств Карелии в открылась выставка, посвященная 25-летию Общества грузинской культуры.
Как мне кажется, к Грузии у нас всегда сохраняется особое чувство расположения и любви. Нас объединяют прежде всего православные ценности. А еще у нас, наверное, такая тяга друг к другу, какая бывает у разных полюсов, — север тянется к югу. На юге солнце, другие краски, и сама жизнь, кажется, окрашена в более позитивный и насыщенный цвет. Поэтому выставки грузинских художников всегда в радость, как и нынешняя «Палитра Грузии», уже 5-я.
Та же самая группа художников из Санкт-Петербурга, что показывала свои произведения в Городском выставочном зале два года назад, привезла новые работы. Жаль только, что на этот раз не было ничего от Дарико Беридзе. Люблю ее декоративные женские образы.
Валерий Аркания показал несколько прекрасных портретов. Его образы женщин всегда выразительны и ярки. Как пройти мимо «Женщины в белой блузе» или «Женщины в оранжевом сарафане»? Его дама на картине «Утренний кофе» тоже эффектна и экстравагантна.
Вообще люблю портрет как жанр. Хороши смущенные и милые «Любовники» Бадри Топурия, портрет ясноглазой девочки.
Декоративный воздушный женский портрет Тенгиза Гиголашвили, на первый взгляд, кажется сотканным, а на деле, оказывается, написан маслом. И, конечно, обращают на себя внимание прекрасные скульптурные портреты петрозаводчанина Ченки Шуквани из коллекции музея.
Среди картин-фаворитов на этот раз, без всякого сомнения, полотна Инны Алтунашвили. Ее «Часовня Николая Чудотворца», «Праздничная ночь», «Песня» завораживают, а больше всех «Остров Валаам» — просто волшебная сказка, глаз не оторвать!
Отмечу декоративное яркое керамическое панно Александра Лалиашвили и роспись по ткани Янины Ивасенко «Сказка на ночь». Старые тбилисские дворики создают особую атмосферу в городе. Трудно представить без них и любую грузинскую выставку, поэтому ее буквально оживляют живописные дворики Елены Хадорадзе. Трогают небольшие работы — «Чайные плантации» и «Цветущий ткемали» в исполнении Ростома Басиладзе.
Невозможна палитра Грузии без местных гор, просторов, долин, монастырей и моря. В атмосферу грузинской природы погружают нас мощные живописные полотна Заура Цхадая.
В своем диптихе «Сакартвело. Грузия» Заза Харабадзе осмысляет самоидентификацию через условный образ, используя эндоним Сакартвело – название, которое в ходу у грузин примерно с IX века. Тогда оно означало «всегрузинское царство». Но мне интереснее скульптурные композиции этого художника из бронзы, как и небольшая скульптура «Медеи» Давида Члаидзе из алебастра, кусок которого он привез в Петербург из родной Грузии.
Выставка «Палитра Грузии V» небольшая, но по-южному теплая. Посетить ее можно по 30 мая.