В дискуссионном клубе «Двоеточие» арт-пространства «Agriculture club» обсудили, что предпочтительнее — жить и умереть на Родине или попытать счастья на чужбине.
«Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой жизни и достоинству — поистине могут привести в отчаяние». Наверное, эти слова мог бы сегодня сказать каждый, у кого вместо металлического мотора, пусть и пламенного, в груди — сердце. Но сказал, а точнее написал, «наше всё» А. С. Пушкин в письме к П.Я. Чаадаеву 19.10.1836 г. Написал да и не отправил по известным ему причинам. Может, отвлекся, а может, понял ужасающую непреходящесть и аксиоматичность сказанного.
Пишу я об этом не для того, чтобы тоски нагнать — тут и без меня специалистов много, а чтобы на контрасте поудивляться, на какое мероприятие по формированию того самого общественного мнения закинула меня судьба.
18 апреля, в тяжелый день — понедельник, в арт-пространстве «Agriculture club» состоялось заседание дискуссионного клуба «Двоеточие», в рамках которого открылось «Общество глупых вопросов». Тема, если поглядеть на сводку ежедневных карельских новостей, острее ножа — «Валить или оставаться?» Модератор дискуссии, руководитель «Агрикалчи» Наталья Ермолина пояснила, что собравшиеся в приличном количестве горожане будут сообща решать, что предпочтительнее — жить и умереть на Родине или попытать счастья на чужбине. А помогут им в этом эксперты, о которых чуть позже. Пересказывать три с половиной часа насыщенных монологов, страстных диалогов, видеозаписей и скайп-моста смысла нет. Тем более меня по семейным обстоятельствам хватило на два из них. Поэтому поделюсь тем, что впечатлило.
Даже странно, что главным, на мой взгляд, в клубе оказалась не поставленная дилемма, а эксперты со своими мнениями и историями. Они были неотразимы. Серьезный журналист Валерий Поташов, редактор сайта «Черника», ловко управлялся с шестизначными числами Карелиястат, которые неумолимо свидетельствовали в пользу тех, кто валит. Томас Хайнрих из Эрфурта, явный немецкий extreme-ист, однажды полюбивший Россию и теперь вот уже три года героически адаптирующий немецкий педантизм к русскому разгильдяйству. Известный петрозаводский кондитер Валентин «Ватник» Сватовой, судя по фейсбуковой кличке которого сразу можно догадаться о его отношении к «немытой России». Хотя насчет «немытой» — это я зря. Вдруг он запамятовал, что это Лермонтов?
Оба эксперта, не особо размахивая руками, говорили о своих симпатиях к Карелии, которые в основном сводились к тому, что «мне здесь хорошо». Вполне себе субъективный аргумент. Им вторил журналист Александр Фукс, проживший три года в США и весьма взвешенно очертивший свою позицию: у каждого есть капсула, включающая друзей, близких людей, публику, через которую ты воспринимаешь окружающий мир.
Самой болезненной точкой для большинства собравшихся было ощущение свободы, сменившееся прессом тотальной несвободы. Вспоминали «сепаратиста» Заваркина, привлечение к уголовным делам за пословицы и карикатуры. Людей тошнит, что свобода слова всё чаще может быть проиллюстрирована песней Василия К. «Чё там у хохлов?»: «А чего асфальта нет в городе лет десять? — Это все Майдан, сынок. Надо их повесить».
Эксперт дискуссии Даниил Гвоздев, председатель и соучредитель общественного центра боевых действий «Союз-V», живущий в Финляндии и России, указал на факт, что в языке закрепилось пошлое название «хозяин» применительно к власть имущим. И это неудивительно, потому что сами они себя ни с кем иным не ассоциируют. Народ для их благоденствия, а не они — для народного. Школы закрываем — благодарите, дороги разрушаются — в других регионах хуже, инвалидов притесняем — Божья воля такая: страдать!
Предприниматель Роман Гольцев с ярко выраженной позицией «Валить! Валить! И еще раз валить!» рассказывал о невозможности развития бизнеса и личности в государстве, чье перманентное состояние — стагнация. Слушая его, поймала себя на ощущении, что уже года три живу как при махровом социализме, из которого вчистую изъяли часть «соц» и оставили только радужное направление к якобы светлому будущему.
Уровень дискуссии был как для учебника по риторике. Отечественные собрания — это ведь не какие-нибудь пресные заморские дебаты, где всё чинно и регламентировано. Они, скорее, напоминают light-версию русского бунта, про который классик писал как о бессмысленном и беспощадном. То есть крику и боевого задора много, а КПД стремится к нулю. Даже сходка соседей по обсуждению невинных общедомовых нужд часто заканчивается межквартирным побоищем. Видно, культура диалога — не наша национальная черта. Нам монологическое бескультурье подавай. Но бывают и исключения из правил. В «Агрикалче» — по крайней мере, пока я там была, — царило желание услышать и понять собеседника. Учитывая сельскохозяйственное название клуба, прямо поле чудес какое-то.
Осмотревшись, поняла, что с такими людьми еще хочется пожить рядом. Поэтому мой личный вердикт — оставаться. Рядом с ними.
Фото Валерия Поташова, интернет-журнал «Черника»