Застолье с Владимиром Софиенко

Главный немец

{hsimage|Фаршированный гусь "Главный немец" ||||}

Безоблачное синее небо улыбалось ярким солнышком над кучерявой головой Сашка. Держа в руках потрёпанный, видавший виды букварь, мальчуган понуро брёл по двору. И надо ж было Вальке, старшей сестре, приехать на выходные к деду с бабушкой в Бахмут!

Играл бы он сейчас в войну с деревенскими мальчишками у старого заброшенного сарая за деревней и горя бы не знал. Осенью ему идти в первый класс, и, похоже, сестра взялась за него всерьёз.

— Не вздумай куда уходить. Я сейчас приду! Слышишь! — донеслось из распахнутого окна хаты.

— Да, слышу, — буркнул Сашок, откинув в сторону босой ногой кусок бурой глины, неведомо откуда взявшейся под ногами. Этого только и ждал его давнишний враг гусь Гоша. Изогнув шею, грозно шипя, он кинулся на мальчугана, норовя ухватить его за голые пятки. Изловчившись, Сашок запрыгнул на высокую изгородь, и, перевалившись через плетень, плюхнулся на землю.

— У, фашист! — погрозил он кулаком в просвет забора ненавистной птице, — дождёшься ты у меня! Вот назначим тебя главным немцем — тогда поглядим! — он потёр ушибленное место, поднял из пыли букварь и сел на лавку возле калитки.

— Шурик, айда брать в плен главного немца! — по пыльной улице, в сторону старого сарая, пробегала босоногая ватага. Сашок лишь насупился, демонстративно раскрыв книгу на первой попавшейся странице. Он знал, что сегодня в роли главного немца выступал старый козёл бабки Степанидихи, пасшийся недалеко от заброшенного сарая — штаба «русских». И хотя вся страна уже в двенадцатый раз отсалютовала Великой Победе, бахмутская ребятня до сих пор отыскивала недобитых «фрицев».

— А, ну его, — сказал кто-то из ребят, и маленький отряд с криками «Ура!» скрылся за поворотом.

У Сашка уже был пленный. Со вчерашнего дня он сидел в подбитом немецком танке. Сашок полез в карман. В руке у него лежал уже выцветший, но бережно им хранимый спичечный коробок. Как-то он нашёл его за печкой. Спичек в нём не оказалось, но главное — коробок этот был ещё со времён войны. На этикетке было видно, как горела вражеская машина. Сашок осторожно поднёс его к уху. Там было тихо. Тогда он чуть выдвинул внутреннюю часть коробка. Из образовавшейся узкой щели наружу вывалились два больших чёрных усика. Внутри нетерпеливо зашуршали.

— Будешь знать, как по нашему огороду ползать! — Сашок плотно закрыл коробок. Жук был большой и чёрный. За воинственный нрав бахмутские мальчишки прозвали этих жуков бздунами. Если подразнить такого веточкой, или столкнуть с другим жуком, то он тут же вставал на длинные задние лапки, задирал черную лакированную спину кверху, будто орудие, и из задней своей части противно плевался жидкостью.

Из-за калитки выглянула сестра. Она была старше Сашка на десять лет. У неё были большие синие глаза и толстая коса — причина всех раздоров с мальчишками из класса.

— Вот ты где, — она присела рядом и взяла в руки букварь.

— Шурик, я же просила, чтобы с книгой аккуратно, — она стряхнула пыль с обложки, — её тётя Маня взяла из школы на лето специально для тебя. Мне её вернуть надо.

Сашок, виновато опустив голову, мотал босыми ногами.

— На каком звуке мы остановились? Ах, да… вот…

Грамота шла туго. Сашок не слушал сестру, из головы не выходил главный немец Степанидихи. Как там ребята справятся без него? Дело ведь опасное. Не так-то просто связать ни о чём не подозревавшего козла — того и гляди боднёт острыми рогами. На прошлой неделе соседский пёс Акбай, хоть и старый уже, а Мишке штаны порвал. Ох и влетело Мишке тогда от мамки! Три дня на улицу не выходил. Куда без штанов-то, если они одни? А штаны мамка нарочно долго латала. Вот и договорились мальчишки брать теперь «немца» голышом, предварительно сняв одежду.

— Ты что, не слышишь меня? — сестра толкнула его в бок локтем. — Какой это звук?

Сашок глянул в букварь.

— Ж-ж-ж

— А этот?

— У-у-у

— Молодец. А этот?

— К

— Правильно. А теперь прочти что получилось.

Сашок ничего не понимал. Звуки он знал, но как их произнести вместе — не мог сообразить. Как звуки можно соединить, если они абсолютно разные? И кто только придумал этот букварь?

— «Ж» и «УК», — билась Валя, — что получается?

Молчание.

— Прибавь к звуку «Ж» — «УК»! Какое слово? — продолжительное молчание.

Наверное, Сашок, долго бы ещё соображал, чего от него добивается сестра, но тут в коробке подал признаки жизни его пленный немец. Он с силой скрёб лапками, и шорох этот был отчётливо слышен в его кармане. Сашок глянул на страницу букваря, потом на свой карман. Глаза его заискрились радостью. И как он раньше не мог догадаться?!

— «Ж» и «УК», какое слово? — Взмолилась сестра.

— Бздун! — Радостно крикнул Сашок.

Валя рассмеялась, потрепала кудрявую голову своего брата.

А в это время, в облаке пыли, мимо пробегали друзья Сашка. Они бежали молча, сверкая голыми задами, держа в руках штаны. Позади них летела брань бабки Степанидихи и жалкое козлиное блеянье — задание было выполнено…

Иногда на Пасху мама запекала гуся. Вся семья собиралась за столом. Папа отрезал каждому по золотистому ломтю, а мама добавляла в тарелку кружки запечённого картофеля.

— К гусю обязательно нужен картофель, — каждый раз говорила она и затем обращалась к нам с сестрой:

  Дядя Саша, мой брат, в детстве очень любил запечённого гуся. Почему-то он называл его «Главный немец»…

 

Фаршированный гусь (утка)

 

Гусь (утка) — 1 шт.

Овощи (стручковая фасоль, кукуруза, горох, красный перец)

Рис пропаренный

Грибы (шампиньоны)

Картофель

Чеснок

Мед

Приправы

 

Начинить тушку гуся чесноком. Натереть солью, сбрызнуть соком лимона. Поставить в холодильник на ночь.

Начинка: смешать рис, грибы и овощи, посолить, добавить приправы.

Фаршировать гуся начинкой, скрепить шпажкой. Обмазать медом.  Запекать в духовке при температуре 160 градусов. Через час повернуть гуся и добавить картофель. Запекать до готовности, поливая периодически жиром.

  • ИЛ

    Володя, как хорошо написано!! Молодчина!!