1. Дан перечень славянских языков: русский, сербский, польский, белорусский, болгарский, украинский. Расставьте их в порядке близости к русскому языку. По какому признаку пять письменных языков противостоят шестому «лишнему»? Как это объяснить культурно-исторически?
2. Дан закодированный русский текст с правильной пунктуацией. Расшифруйте его и покажите способ буквенного кодирования.
Шыр-пир ю пяпюжгы зэлэмъгый гёсрыг, фёд гяг, фёд гяг, зэлэмъгый
гёсрыг.
3. Составьте предложения, где бы слово всё выступало местоимением, существительным, наречием, частицей, союзом. Может ли это слово выступать в роли глагола-сказуемого?
4. Есть ли что-либо общее в смысловой истории слов обед и победа? Что можно сказать о значениях их приставок?
5. Как правильно говорить: кошелек с тысячей рублей, с тысячей рублями, с тысячью рублями или тысячью рублей? Какой частью речи выступает счетное слово в каждом из вариантов?
6. Одно из слов (дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать) в ходе истории изменило свой грамматический род, однако в современном русском языке некоторые следы этого сохранились. Найдите это слово и обоснуйте свой ответ.
7. Расставьте и объясните знаки препинания.
И родная отвечала
Я желаю всей душой
Если смерти то мгновенной
Если раны небольшой.
В Билдинг-центре открылся холдинг-семинар на тему «Современный
клиринг». Все участники семинара обеспечены лизингом, шопингом, а
также крекингом.
2. Объясните смысловое и грамматическое употребление слова что в последнем стихе четверостишия из стихотворения Сергея Есенина «Собаке Качалова».
Внимательно прочтите все стихотворение и покажите, как от этого зависит основная эстетическая идея всего лирического целого. Отражается ли она в заголовке? Какие черты лирического героя высвечивают сюжет и композиция стихотворения?
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
2. Жил-был у бабушки серенький козлик, вот как, вот как, серенький козлик.
Взаимозамена звонких и глухих согласных, взаимозамена йотированных
и нейоторованных гласных, взаимозамена букв Р – Л, Ь – Ъ. Буква Й
осталась без кодирования.
3. Всё пространство сцены было заполнено артистами. Ребенок для нее – всё. Не всё коту масленица. Тропинка становилась всё круче и круче. А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. Да, может: Ну, всё, с меня хватит.
4. Эти слова разнокорневые. Исторически обед имеет корень ед (еда) и приставку об- с первичным значением ‘вокруг’, то есть обед – это ‘время вокруг, около еды’. Победа – приставка по- со значением ‘после’ + корень бед- (беда), то есть первоначальное значение слова ‘состояние по беде, после беды’. (Впоследствии в севернорусском и южнорусском наречиях значение слова поляризовалось со знаками плюс и минус: как победа и поражение. Наш литературный язык усвоил северное значение слова). В целом, при совершенно разных корнях слова обед и победа имеют в своей истории кое-что общее: временное значение приставок, повлиявших на смысловое развитие этих образований.
5. Правильно: с тысячью рублями (как с пятью рублями) или с тысячей рублей (как с сотней рублей). Первый случай – счетное слово аналогично числительному, второй случай – существительному (что более архаично).
6. Уменьшительные образования от 5 слов имеют тот же женский род (дверь-дверца, горсть – горстка и т.д., и только в одном случае тень-тенёк грамматический род производного слова отличается от производящего.
7. Дан редкий случай употребления парного подчинительного союза внутри простого предложения. Поскольку «если смерти» и «если раны» нельзя признать неполными предложениями, то двоеточие после слова «душой» неправомерно. Тире вызвано пропуском глагола «желаю».
1. Все англицизмы употребляются в «выветренном» значении, то есть как пустые знаки современных престижных занятий, и не имеют никакого отношения к теме семинара. Газета высмеивает языковую моду и развивающуюся привычку недопонимания текста.
Билдинг – здание, строение. Билдинг-центр – яркий алогизм.
Холдинг-семинар – семинар акционерной компании, которая приобретает акции других компаний на свой капитал.
Клиринг – система безналичных расчетов между банками.
Лизинг – долгосрочная аренда.
Шопинг – покупки, процесс совершения покупки.
Крекинг – переработка нефти.
2. Обычно бездумное чтение строчки «Что жить на свете стоит» с акцентом на стоит исходит из того, что Джим в этом может сомневаться. Но собака вполне счастлива, и ее не нужно убеждать в ценности жизни. На самом деле что в последней строчке не является союзом, оно употреблено в роли существительного во фразеологизме что стоит, а потому в голосовом выделении нуждается именно слово что. В обращении к щенку Джиму, не знавшему никаких обид, а потому счастливо доверчивому, оно имеет значение ’очень дорого, очень трудно и сложно’.
Эстетическая идея стихотворения (а его несомненно надо отнести к любовной лирике поэта) раскрывается в двух последних четверостишиях о «той, что всех безмолвней и грустней». Читатель узнает о любовной драме и разрыве любовного дуэта. Лирический герой Есенина не случайно выбирает собаку на роль посредника: именно это молчаливое и ласковое существо должно передать женщине его благодарную нежность, его сердечные угрызения совести и великодушное чувство вины «за все, в чем был и не был виноват». «Ты за меня лизни ей нежно руку», – просит лирический герой Джима, не собираясь выяснять сложившиеся обстоятельства и меру виновности каждого в их назревшем разрыве.
Тем самым идея хрупкости и бесконечной сложности мира человеческих чувств и взаимоотношений реализуется в этом лирическом произведении с большим вкусом и в новом оригинальном ракурсе.
Заголовок намеренно уводит читателя от истинного смысла этого лирического шедевра Есенина, подчеркивая особое, трепетное отношение лирического героя к тому, что еще живо в душе и пока не стало прошлым. Автор как бы завуалировал основную мысль, и на поверхности – только обаятельный образ щенка, необходимого герою в качестве посланника: ведь слова излишни там, где много значат чувства.
Образ лирического героя: при расставании он не унижает себя и свою подругу упреками, проявляет великодушие, умение быть благодарным, душевную деликатность – в целом, герой преисполнен внутреннего благородства. Поэтому стихотворение имеет большое воспитательное значение.