Член жюри Третьего конкурса короткого рассказа «Сестра таланта», писатель, лауреат литературной премии «Барышня-крестьянка» Яна Жемойтелите продолжает начатый Ириной Мамаевой разговор о критериях отбора рассказов.
Судя по бурной реакции на выбор жюри, читатель ожидает от нас объяснений по поводу критериев отбора в короткий список. Короткий рассказ – это не короткий сюртучок, в котором легко определяется длина рукава или спинки. Так что четких критериев типа длины и ширины не существует.
И все же читатель вправе спросить: в рассказе вроде бы все на месте, узнаваемо, а жюри его проигнорировало. Почему? В том-то и дело, что доверчивый читатель часто клюет на узнаваемое, привычное и… предсказуемое. А это как раз не плюс, а минус рассказа. Удивляться нечему, не цепляет. Хотя важны и язык, и свежесть, и ясность изложения…
Вообще, почему мы, к примеру, выбираем на завтрак именно овсяную кашу, а не манную? (Ну ладно, я, лично я выбираю). Потому что овсянка вкусная, в меру густая, и комочков в ней нет. А что значит вкусная? Это когда поедается за милую душу. А почему так? Да Бог его знает. Есть рассказы вкусные, которые «поедаются» за милую душу, и чувство сытости остается. А есть такие, что застревают в горле. Вот, собственно, и все.
Фото Ирины Ларионовой