Конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»

Соседи

Кристине Коротких 26 лет. Она петрозаводчанка, преподаватель финского языка, журналист.


У соседей за стенкой опять начиналось. Тугим железнодорожным составом, скрежеща, набирала скорость кровать, переходя на скрип и стоны. Хуже бывает только на боковушке у туалета. Но Катя лежала в своей постели руки по швам и смотрела в потолок, желая проглядеть его насквозь.

Хоть бы он рухнул прямо сейчас и избавил от присутствия на чужом празднике жизни. Вот возьму и застучу им: давай-давай! Ничего я, конечно, не сделаю. Буду лежать и слушать, пока не состарюсь. Не так и долго, лет двадцать еще. Сволочи. Поезд остановился на технической станции. Катя знала этот маршрут наизусть. Скоро опять поедут. 

На пике ее жалости к себе рядом зашевелился Андрей. Но не проснулся. Повернулся на другой бок и интеллигентно вполголоса захрапел. Подруги Кате завидовали. Их мужья иногда давали им денег «на хозяйство» и выносили мусор, если попросишь. А Катин Андрюша еще и с удовольствием чинил текущие краны, встречал на машине, готовил. Понятного для окружающих повода не давал.

Этой ночью Катя решилась. Она спустила ноги с кровати, встала, прокралась в прихожую и щелкнула собачкой. Тихонько прикрыла за собой дверь. В подъезде пахло мусоропроводом. Катя постучала в соседскую дверь: тук, тук, тук-тук-тук. Подождала и постучала еще условленным стуком. За дверью раздались босые шаги.

— Кто?

— Это я, — тихо сказала Катя.

Дверь приоткрылась.

— Проходи, — сказали из темной прихожей. — Не пожалеешь.

  • Aлексей Kонкка

    Поздравляю, Кристина! (С попаданием в шорт-лист). В данном случае считаю, что это равносильно премии.

  • Григорий

    Забавная зарисовка! Жаль, что излишне коротко…

  • Маргарита

    На мой взгляд, рассказа просто нет.

  • Аризона

    Вначале мне показалось, что речь о квартире и о соседях сверху, потом вдруг появилось ощущение, что Катя едет в поезде, а шумят в соседнем купе. Потом, блин, опять квартира! Сюр. Но, самое главное, в чем соль? Что вы хотели донести до читателя? Какой идеей/мудростью/мыслью поделиться? Что-то вроде бы нащупывается тонкой нитью, но… сказанного в строчках и между них явно не достаточно, чтобы понять. Поэтому и впечатление от рассказа странное — вроде бы читал, и что?

  • Александр Бушковский

    Отличный рассказ. Лаконичный язык, точные образы. Сюжет, драма, всё есть. И прилагательных мало. Комментарии не осилил, так ведь их раз в пять больше текста!

  • Ну ладно, хотите умный?

    «Тетка слышала, как соседи постоянно занимаются сексом наверху.
    Подумав, пошла заниматься с ними групповухой.»
    Вот и весь ваш рассказ.
    Какие вы еще хотите комментарии?
    Вот это и есть «Краткость»

  • Кристина Коротких

    Усимов, спасибо за умный комментарий.

  • Глупый рассказ

  • Ольга

    [quote name=»Казимир»] Отличный рассказ с замечательно неожиданной развязкой. [/quote]
    Термин «развязка» предложен в этой дискуссии как раз Вами, Казимир. Я просто попыталась обратить внимание на то, что уж если использовать такие термины, их надо использовать по назначению. Вообще я бы не стала настаивать ни на каких терминах, и тем более вести здесь терминологические споры. Это скучно. Как уже писала Выше, для меня слово АВТОРА — это закон.

  • Кристина Коротких

    Действительно, как сказал Казимир, рассказ написан не по схеме развязка-кульминация-развязка, которая, вероятно наиболее беспроигрышная, особенно в случае представления рассказа на конкурс (хотя, самый лучший вариант — талантливый рассказ, чем талантливее произведение, тем меньше читатель замечает, как рассказ «устроен»:)))
    Какое-то время назад мне пришлось близко познакомиться с жанром короткого рассказа; и какое разнообразие форм я встретила! Более половины композиций разительно отличались от знакомых со школьной скамьи. И моя миниатюра появилась отчасти под влиянием тех рассказов современных авторов, которые я читала. Конкретных фамилий называть не стану, авторы многих рассказов — это просто мои знакомые по ЖЖ, которых я считаю талантливыми. Мы дискутировали с ними по поводу и моих опытов в данном жанре. И Ольга не единственная, кто обратил внимание на незаконченность, на не в полной мере раскрытый конфликт и т.п. И я рада, что благодаря отзывам, я смогу улучшить свои будущие пробы пера)

    пс. Последняя фраза меня и саму коробит. Как я уже писала, это была попытка изменить рассказ, чтобы сделать его более подходящим для конкурса.

  • Казимир

    Прежде всего, мне очень приятно, что обсуждение приняло серьезный, отвечающий высокому качеству рассказа характер. А то: «Не поняла!» Это ведь только факт биографии читателя. Так ведь и подставиться можно. А вдруг кто-нибудь припомнит реплику из «Бригадира» Фонвизина: «Жена! Держи это при себе».
    Мне показалось, что Кристину удивило, что скрытый смысл рассказа прочитавшие его восприняли по-разному. Но тот, кому удаются настоящие, полноценные тексты, должен к такому привыкать. Ведь такие тексты принципиально многозначны, и уже в их структуре заложены возможности для различных интерпретаций. В дискуссии, кстати, пока прозвучали еще не все возможные причины недовольства героини её жизненной ситуацией.
    Хотелось бы остановиться еще на двух моментах. Во-первых, не понимаю, почему Ольга так настаивает на своем противопоставлении «завязка»-«развязка». Это термины образцовой композиции классицистской трагедии, задержавшейся в школьной схеме анализа композиции. В рассказе же воплощена другая схема, основанная на смене зон художественного пространства, которые тут принимают на себя богатую семантику, опять-таки многозначную. Своя комната — символ «интеллигентного» филистерства, за стеной — загадочный новый мир. Отсюда, во-вторых, последняя фраза может быть спокойно вычеркнута. Рассказ, и без того необычайно ёмкий, от этого ничего не потеряет.

  • -Ольга

    [quote name=»Кристина Коротких»]Ольга, Вам не хватает того, что я оставила за рамками рассказа, и претензия Ваша справедлива. [/quote]
    Спасибо, Кристина, за ответ, мне очень интересно беседовать с Вами на страницах журнала, который мне очень нравится. Только хотела бы пояснить: то, о чём я пыталась сказать, ни в коем случае не претензия, а размышление, которое, как я и ожидала, вызовет дискуссию. По моему глубочайшему убеждению, автор всегда прав, не стоило бы писать рассказы, если бы кто-то, пусть самый компетентный человек, диктовал автору, КАК их заканчивать.
    Вы пишете, что «центральный конфликт, тот, что присутствует в теле рассказа — семейные отношения героини (если коротко),является основным.» Это и так понятно, не стоило бы и перья здесь ломать. Это единственное,на самом деле, что понятно из рассказа. Но мне кажется, что на эту тему уже написано очень много литературы, например, «Анна Каренина», «Госпожа Бовари» :-)))
    Вы придумали необычный поворот в этой банальной женской ситуации (было интересно узнать, что, как я поняла из Ваших слов, этот сюжетный поворот Вам подсказал случай из реальной жизни). Но мне не совсем понятно, почему же то, что на самом деле является завязкой Вашего рассказа — приход героини к соседям — Вам кажется развязкой? Вот если бы развязка — парадоксальная, неожиданная, может быть, траги-комическая или трогательная — была в этом тексте, тогда можно было бы считать, что он состоялся как рассказ. Вот, что я думаю. Простите, если что не так.

  • Кристина Коротких

    Казимир, спасибо за комментарий. Вы первый обратили внимания, что героиня совершает свой поступок, потому что ей в жизни не достает… причем, то что ей не достает интимным отношений с мужем, это только пример. Я рассчитывала, что читатель проведет аналогию, исходя из своего жизненного опыта: кому-то не хватает внимания, кого-то бьет муж, и жена, к примеру, в тайне начинает заниматься боксом, и маленькая и хрупкая, мстит мужу так, что избитому мужу все равно никто не верит, (тут только дай волю фантазии) Проблема в частной жизни может быть какой угодно угодно, я выбрала то, что выбрала, т.к. в основе лежит случай из реальной жизни, и из этого случая выросла миниатюра))

    После драки, говорят, кулаками не машут, и если читатель не считал тех смыслов, какие я вкладывала рассказ, то….. то читатель всегда прав)))) Казимиру еще раз спасибо, что уловил, почему я не продолжила сюжет за соседской дверью.

  • Кристина Коротких

    Ольга, Вам не хватает того, что я оставила за рамками рассказа, и претензия Ваша справедлива. Но сделала я это умышленно, так как по моей задумке, центральный конфликт, тот, что присутствует в теле рассказа — семейные отношения героини (если коротко),является основным. Не столь важно, что именно героиня совершает, когда недовольство собственной жизнью достигает кипения, и окончательно опротивело соответствовать ожиданиям других. Достаточно упомянуть, что ее поступок какой-то «из ряда вон»; для меня важнее было указать причины.
    А то, что «расправиться» с буднями героиня решает именно так (причем, задачи шокировать не было, там, за дверью, может быть хоть масонская ложа, которая скрывает свои встречи, включая запись с определенными звуками. Развязка данной миниатюры, скорее, шутка, нежели эпатаж. Потому, на мой взгляд, не столь важно вводить читателя и за соседскую верь. Хотя, судя по первым отзывам, многим читателям именно недосказанность мешает воспринимать рассказ законченным, от чего миниатюра проигрывает.

  • Кристина Коротких

    Прежде всего, огромное спасибо всем, кто участвует в дискуссии. Для меня важны все ваши мнения. И очень радостно, что комментарии не сводятся только к субъективно-оценочным: понравилось или не понравилось.

  • -Ольга

    Шокировать этот текст не может. В нём ничего нет. Есть какое-то обещание, намёк на некий сюжет, но развивать этот сюжет, или как-то неожиданно его развернуть, автор не стала. А то, что тема ниже пояса, уже никого не может ни шокировать, ни удивить, я думаю.

  • Казимир

    Согласен с Кристиной, тут всё понятно. Отличный рассказ с замечательно неожиданной развязкой. А что она цинична, что шокирует — так ведь и журнал вроде бы не детский, а за детскость коментов некоторых любителей «разжеванных тем» жюри не отвечает.
    Мне лично непонятна позиция Ольги. Это полноценный рассказ, автор которого в 4000 знаках ухитрилась показать, и чего недостает героине в жизни, и что она решилась пойти навстречу, как говорили сто лет тому назад, зову плоти. А неутомимый сосед мог и узнать Катю по голосу — почему нет, если люди живут рядом? Он мог уже и пригласить Катю раньше, отсюда и условленный стук. Однако очень возможно, что это абсолютный любовник, для которого безразлично, к кому именно прикладывать свои усилия.

  • -Ольга

    «Подождала и постучала еще условленным стуком.» — так оказывается Катя не впервые стучала в эту дверь?

    «- Кто?
    — Это я, — тихо сказала Катя.» — так оказывается они узнавали её по голосу?

    Тогда это только завязка сюжета и рассказ не окончен. Всё самое интересное — то, что и сделает этот набросок рассказом — осталось за рамками текста.

  • Кристина Коротких

    Жаль, что читатели ждут разжеванных тем и прозрачных сюжетов. Хотя, на мой взгляд, тут все довольно понятно. Спасибо, Алексей Конкка. Да, последняя строчка, если признаться, и меня не очень радует — этой строчкой думала «причесать» миниатюру, сделать ее более форматной для конкурса. Но, видно, не сработало))) Изначально, конец выглядел не совсем так

  • Irina

    Не поняла…..

  • Aлексей Kонкка

    Да, заковыристо), но зато интригующе, даже хотелось бы еще добавить «сюра». По моему мнению, можно обойтись без последней строки, заменив еще на что-нибудь типа: «Сердце бешено колотилось в горле» или что-нибудь про сладкое предвкушение греха) Но это только мое мнение (и мой опыт?)))

  • А.А.

    Ничего не поняла..