Крепость Олавинлинна тепло встретила карельских артистов
Завершились гастроли карельских артистов, участвовавших в V Международном фестивале балета в Савонлинна (Финляндия). В течение трех дней балет и оркестр Музыкального театра Карелии представляли на сцене Северного средневекового замка – Крепости Олавинлинна балет «Ромео и Джульетта» в постановке Кирилла Симонова. Кроме карельских солистов, исполнить центральные партии в «Ромео и Джульетте» были приглашены Мартинас Римейкис и национальная гордость Литвы Эгле Шпокайте, с которой Кирилл Симонов ставил «Дездемону» в Литовском Национальном театре оперы и балета.
В прошлом году успешно прошел IV Международный фестиваль балета, возобновившийся в рамках культурного проекта под патронатом Главы Республики Карелия Сергея Катанандова и губернатора Восточной Финляндии Пирье Ала-Капее-Хакулинен. Тогда директор фестиваля Ханну Хюттинен назвал наши гастроли победой фестиваля, и сказал, что именно в 2008 году он зарекомендовал себя как серьезное событие культурной жизни Финляндии. Выступление оказалось настолько успешным, что сразу по окончании четвертого фестиваля Музыкальный театр Карелии получил приглашение и на следующий год. Договор между Министерством культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, Музыкальным театром и оргкомитетом фестиваля был подписан в декабре 2008 года.
«Это великолепная работа!» – сказал Хану Хюттинен после окончания первого представления «Ромео и Джульетты» в крепости Олавинлинна. В этот вечер бурный восторг публики вызвало мастерство Алевтины Мухортиковой, Анатолия Скуратова, Владимира Варнавы, Валентины Пеньковой, Алексея Зарицкого, Натальи Галсановой и других артистов балета, открывших пятый фестиваль. Театр подготовил три состава солистов, и первое представление – самое ответственное получило высокую оценку публики. Замок вмещает более двух тысяч зрителей, поэтому на следующий день в городе нередко можно было услышать, как люди делились впечатлениями от первого представления. Ожидание встречи с литовскими солистами, которые выступали с карельской балетной труппой во второй день, говорило о том, что истинные поклонники балета намерены посетить как минимум два спектакля.
– Мы изначально готовили два состава. Это нормальная практика для всех имперских театров, и мы гордимся тем, что можем себе это позволить, – сказал помощник Симонова Николай Алексеев. – Директор балетной труппы Литовского Национального театра оперы и балета Татьяна Седунова отметила, что для провинциального театра это большое достижение. Плюс третий состав – литовцы: выдающаяся балерина из Литвы Эгле Шпокайте и молодой литовский солист Мартинас Римейкис.
– Очень сильный балет, – отметила в первый день фестиваля одна из его постоянных поклонниц Лиса Суоминен. – Замечательный оркестр, в спектакле очень много элементов в прекрасном исполнении. «Ромео и Джульетта» мне нравятся больше, чем «Лебединое озеро».
Профессиональный рост труппы по сравнению с прошлым годом отметили Лариса и Сергей, приехавшие на фестиваль из Москвы:
– Чувствуется сплоченность коллектива, – единый рисунок, – сказала Лариса. – Трудно поверить, что на подготовку ушло так мало времени. Современная хореография представлена на очень высоком уровне. Сцена Ромео и Джульетты во втором акте меня растрогала просто до слез.
За очень короткий срок создал оркестр маэстро Иньков. Публика в Савонлинна, где проходят оперные фестивали, очень взыскательна и много внимания уделяет именно музыке. Коллектив оркестра, наполовину состоящий из неопытных музыкантов, прекрасно справился со сложнейшей партитурой Прокофьева. Подобно аккомпаниатору, сидящему рядом с солистом-вокалистом, оркестр шел за развитием характеров героев балета. Не просто легендарную историю любви с трагическим финалом, а все душевные переживания и взросление юных сердец сумели выразить в танце наши артисты.
– Впечатление потрясающее! – восторженно сказала бывший работник карельской культуры петрозаводчанка Екатерина Павлова. – Мне кажется, что выступление наших артистов произвело на публику неизгладимое впечатление. Музыканты и балет работали в такой гармонии. Я была поражена такой сплоченностью и созидательной силой искусства. Сочетание балета и какого-то торжества, идущего от крепости, переполняют эмоциями. Хочется творить, стремиться к духовному возвышению над самим собой. В этом и заключается сила настоящего искусства.
Фестивалю сопутствовала по-настоящему летняя погода. Стены крепости, щедро согретые солнцем, отдавали тепло гостям и участникам фестиваля. Полная луна ежевечернее поднималась над крепостью и трудно было поверить, что удивительный замок, окруженный романтичным ландшафтом, искусно подсвеченный и живописно отраженный в озере, прежде был шведским форпостом. Пятый фестиваль балета в Савонлинна надолго запомнится молодым артистам балета Семену Рубану, Анне Яковлевой, Жаргалу Тубчинову и Гэсэру Очирову, чей успешный дебют состоялся в прекрасный летний вечер на средневековой сцене. На последний спектакль пришло особенно много молодежи и детей, которых нисколько не смущало новое прочтение балета, и особый восторг вызвала юная Джульетта.
– Она была великолепна, – в один голос сказали пять юных поклонниц балета об Анне Яковлевой, – Мы каждый год приходим все вместе с бабушкой на балет!
В антрактах публика с удовлетворением отмечала профессионализм, артистизм и физическую выносливость артистов, синхронную работу кордебалета: в трехчасовом спектакле нет ни пантомимы, ни чисто музыкальных пауз, все заполнено танцем. Анна Киуру и Минина Коккунен, признались, что балет произвел на них настолько сильное впечатление, что некоторые сцены вызвали слезы.
У финских и российских зрителей сложилось представление о том, что балет создавался на одном дыхании в сфере абсолютного взаимопонимания между хореографом Кириллом Симоновым, художником-постановщиком Эмилем Капелюшем, литовской художницей Стефанией фон Граурок, художником по свету Александром Мустоненом из Финляндии и дирижером-постановщиком Сергеем Иньковым. Правда, достигнутые на сцене единение и гармония ставили под сомнение короткие сроки, в которые был создан спектакль.
Говоря о Симонове, директор балетной труппы Литовского Национального театра оперы и балета Татьяна Седунова ревностно заметила, что «Кирилл не только ваш хореограф, он работает и в Мариинском театре, и в Вильнюс приглашен уже второй раз».
– Я не ожидала от петрозаводской труппы такого уровня, – откровенно призналась Татьяна Седунова. – Артисты очень профессионально работали. Мне очень понравились ваши солисты и кордебалет. Кирилл Симонов уникален тем, что умеет работать с труппами разного уровня и дает артистам такой импульс, что, выходя на сцену, они показывают людям именно то, что задумал хореограф. У Симонова свой почерк – очень эмоциональный, пластичный, требующий от артиста невероятной физической мощи и, конечно, эмоций. Главное, что в отличие от других хореографов у него замечательное чувство логики режиссерского мышления, что далеко не каждому дано. В его спектакле всегда ясна поставленная задача. Когда у человека есть ум, умноженный на фантазию хореографа, – это прекрасно! Кирилл молод и, если он не успокоится на достигнутом, если будет со свойственной ему требовательностью экспериментировать и стремиться к большему, его ждет большое будущее.
– Уровень выступления по сравнению с прошлым годом значительно вырос, – с удовлетворением и отметил и директор Международного фестиваля балета Хану Хюттинен. – Балет «Ромео и Джульетта» очень требовательный и сложный. Театр со всем успешно справился. Очень талантлив дирижер – господин Иньков, он настоящий профессионал. Кирилл Симонов – виртуоз своего дела, и мы гордимся тем, что именно он был нашим хореографом. Критика дала прекрасную рецензию в местной газете. Было отмечено, что Симонов в корне меняет концепцию классического балета, и это интересно для молодежи, она умеет прочитывать все эти «движения». Наше творческое сотрудничество будет продолжено.
Министр культуры Карелии Галина Брун выразила благодарность финским коллегам и отметила, что все лавры успеха принадлежат, прежде всего, творческому коллективу театра, артистам и музыкантам:
– Наш успех на международной сцене – это огромные физические, душевные и творческие усилия работников Музыкального театра. Республиканский театр после капитального ремонта представил публике не только обновленные стены. Новый молодой коллектив с невероятным творческим потенциалом доказывает, что провинция под руководством талантливых людей может занять достойное место на афишах столичных театров и в сердцах зрителей. От всей души благодарю оркестр и балетную труппу за прекрасное выступление и желаю таких же аншлагов и такой же высокой оценки их труду, какую мы видели в Савонлинна.
Фото автора