Программа симфонического вечера в Карельской государственной филармонии 8 ноября состояла из двух произведений – Третьего фортепианного концерта Бетховена и Шестой симфонии Прокофьева. Дирижер – Мариус Стравинский, солист – народный артист СССР Николай Петров.
Признанный в мире пианист всегда собирает полный зал. Не был исключением и этот вечер. Слушатели с энтузиазмом приветствовали маэстро. На пресс-конференции, проведенной накануне концерта, отвечая на вопрос о том, всегда ли он доволен своими выступлениями, пианист со свойственной ему прямотой ответил, что, как правило, процентов на сорок не удовлетворен. Думается, что претензии к самому себе были у него и в этот вечер. От музыканта такого класса аудитория вправе ждать и блеска, и откровения. Блеск, конечно, был, но местами как будто потускневший. Гораздо более удались лирические разделы. В них-то пианист подчас воспарял к тем вершинам, где бетховенский дух не знает себе равных, здесь было все – и мысль мудреца, и обретенная в звуках красота мироздания, и тайна недосказанности. Такие моменты в восприятии слушателей перекрывали все остальное и потому они не могли отпустить профессора без биса. Исполненный им «Романс» Шумана своей лирикой перекликался с лучшими моментами в интерпретации концерта.
Чисто симфоническая часть программы включала два полярно несхожих произведения – увертюру к опере К.М. Вебера «Оберон» и Шестую симфонию С. Прокофьева. Романтическая музыка Вебера относится к числу несомненных симфонических шлягеров. Как и другие увертюры композитора, она давно отделилась от оперы, превратившись в очень привлекательную для любого дирижера пьесу, где оркестр может блеснуть. Ее изысканные волшебно-сказочные образы, красочная оркестровка – все словно создано для того, чтобы радовать слушателя. Но, конечно, такая партитура требует при исполнении предельной интонационной точности и бережного соблюдения динамических красок, что достигается немалой репетиционной работой. Видимо, ее немного не хватило.
Несомненной удачей программы стало исполнение симфонии Прокофьева. Она относится к числу редко звучащих произведений, тем более важной задачей музыкантов стало по возможности адекватное донесение до аудитории авторского замысла. Коллективу это удалось.
Созданная в 1947 году, симфония несет в себе отзвуки Великой Отечественной, отсюда ее трагедийное содержание. Драматургия сложного симфонического полотна основывается на противопоставлении зла, жестокости, ужаса, с одной стороны, и человечности, мужественности, красоты – с другой. Эта философская коллизия пронизывает и определяет смысл происходящего во всех частях цикла. Создавая негативные образы, композитор нашел для них необычные, очень жесткие тембровые сочетания, от которых становится страшно буквально с первых звуков симфонии. И, напротив, позитивные образы отличаются той распевностью и особой прокофьевской мелодической красотой, которая знакома нам по многим лирическим страницам его симфоний, балетов и опер.
Образов в симфонии много, они вступают в сложное взаимодействие. Композитор отошел от привычной классической трактовки содержания частей, многое сместив, трагедийное начало ощутимо в симфонии вплоть до финала. Мариус Стравинский справился с нелегкой задачей. Его опыт симфонического дирижера пока сравнительно невелик, тем более приятно констатировать столь значительный успех маэстро.
Лицей № 12 2007