Читательские заметки и кавычки
В сентябре появились два новых периодических издания о «современной культуре» Петрозаводска – несомненно, любопытных и интересных. По признаку столичности Петрозаводска можно было бы говорить об изданиях про «современную культуру» Карелии, но с большой натяжкой.
Чтобы не отвлекаться по поводу малоисследованной темы наличия/отсутствия современной культуры в Карелии за пределами ее столицы, предположим только, что без Петрозаводска образ региональной культуры начинает выглядеть мозаикой автономных локальных культур Северного Приладожья, Олонии, Поморья и так далее, примерно по оглавлению путеводителя «Музеи Карелии. Туризм. Интернет», который мы с Ильей Николаевым когда-то делали для Центра культурных инициатив РК. (Потом это означение культурных местностей отразилось в структуре сайта «Карелия. Культурный туризм»: http://culture.karelia.ru/). Это отдельный вопрос про географию и силу столиц.
Если же задуматься о понятии "современной культуры", то определять его можно очень по-разному. Два упомянутых издания демонстрируют вдумчивому читателю две точки зрения (или точки сборки) на "современную культуру".
Судя по редакторским статьям Артема Стародубцева (Альманах "Выход" – далее «Альманах») и Натальи Ермолиной ("PTZ. Городской журнал" – далее «Журнал»), оба издания предназначены "интеллигенции", а современнее сказать – «интеллигентным людям». Целевая группа этих двух изданий – читатели из сравнительно узкой социальной прослойки, героями которой являются так называемые «творческие люди», а центральными ценностными категориями – «творчество», «талант» и «свобода» (свобода от известного, обыденности, мейн-стрима и т.п.). Учитывая архаичный характер слова «интеллигент», уточним, что, на мой взгляд, «Альманах» больше рассчитан на «интеллигентов-интеллектуалов», а «Журнал» ориентирован на «интеллигентов-тусовщиков».
«Альманах» ретроспективен и тяготеет к анализу прошлого и связи его с настоящим, обобщает продолжительные по времени процессы культурной жизни, а точнее, он сосредоточен на художественных процессах. «Журнал» сиюминутен и реагирует на то, что происходит здесь и сейчас, рассматривая культуру в широком понимании слова, ближе к понятию «образы жизни».
Прототип «Альманаха» – искусствоведческие толстые журналы типа ХЖ (http://xz.gif.ru/) и «Арт-хроника» (http://www.artchronika.ru/ ). Архетипы «Журнала» — «Афиша» и «Ваш Досуг» питерско-московского толка. Если «Альманах» скорее Храм, то «Журнал» скорее Форум. По настроению статей «Альманах» представляется как скептик и ученый, «Журнал» как оптимист-гедонист и организатор досуга. "Альманах" заявляет о противостоянии "гламуризации", а "Журнал" игриво подмигивает «гламуру»…
На будущее хотелось бы пожелать первому драйва, юмора и полнокровности, а второму – большей глубины видения культурной жизни. Оба издания, надеюсь, будут не только зеркалами того, что происходит, но и влиятельными прогнозерами, проектировщиками и тренд-мейкерами, делающими нашу жизнь богаче и интереснее.