Публикацией известного искусствоведа Серафимы Константиновны Поляковой мы открываем ее авторский цикл «Карелия в портретах».
Жанр в последние годы умирает: портреты, автопортреты редко увидишь на республиканских и персональных выставках. Серафима Полякова познакомит нас с портретом в карельской живописи ХХ века
Эдуарда Николаевича Патлаенко знают в Петрозаводске не только как талантливого композитора, но и как человека, увлеченного поэзией и изобразительным искусством.
Он приехал в Карелию летом 1963 года после окончания Ленинградской консерватории и сразу же органично вошел в круг творческой интеллигенции Петрозаводска, познакомился со многими музыкантами и художниками, работы которых стал приобретать. В коллекции Эдуарда Патлаенко есть произведения Тамары Юфа (особенная его гордость) Александра Харитонова, Евгения Судакова, Эйлы Тимонен, Фолке Ниеминена.
С Ниеминеном у него сложились особенные отношения – дружба на всю жизнь, до отъезда художника в Финляндию. Познакомил их в 1964 году пианист, педагог Музыкального училища им. К. Раутио Николай Кравцов, часто бывавший тогда у Фолке в мастерской.
Дружеские отношения взаимно стимулировали творчество. Фолке Ниеминен написал два портрета Эдуарда Патлаенко – в 1964 и 1974 годах. На вечере памяти художника, который провели во время выставки «Фолке Ниеминен и круг его друзей» в Музее изобразительных искусств, Эдуард Николаевич рассказал, как шла работа над портретами – оба находятся в нашем музее. Его интересный живой рассказ завершился сенсацией: композитор объявил, что расстается с четырьмя произведениями Ниеминена – дарит их Музею изобразительных искусств Карелии. Ценный подарок, особенно портрет Ирины Островской – одна из лучших работ художника, неизвестная широкому зрителю.
Хороший портрет – это не только внешность человека, но и его характер, настроение, а порой и судьба.
Ирина Вячеславовна Островская по профессии врач, по любви – преданная жена Эдуарда Патлаенко. Она родом из семьи с глубокими дворянскими корнями, праправнучка графа Якова Ивановича Ростовцева (1804 –1860), известного государственного и общественного деятеля России времён Александра II. Мама Ирины много лет проработала на карельском радио, умнейшая, обаятельная женщина. Я ее знала, записывала с ней в 1960-е годы первые свои передачи на радио. Отец Владимир Петрович Кузнецов – человек большой культуры, книгочей, собравший уникальную библиотеку, талантливый педагог, преподававший в кульпросветучилище, где помнят о нем до сих пор.
Фолке Ниеминен был вхож в их гостеприимный дом как друг их зятя Эдуарда, общался с его женой Ириной и охотно откликнулся на просьбу написать ее портрет.
Было это в 1974 году. Ирина Вячеславовна позировала в своей квартире на улице Анохина, уютно устроившись на диване рядом с дремлющей кошкой. Прекрасные дамы с любимыми собаками, кошками – сюжет некогда весьма популярный. Вспоминая классические образцы, Фолке Ниеминен рассказал о своей современнице – женщине строгой, деловой, с большим внутренним достоинством. Ее образ, несмотря на детали быта (клетчатый плед, черная кошка), вознесен над обыденностью, опоэтизирован во многом благодаря фону картины. За спиной героини портрета просматривается таинственный сад или усадьба. Что это? Дорога к храму, к несбыточной мечте или к воспоминаниям? Пейзаж окутан легким флером, звучит тихо, под сурдинку, уводя воображение куда-то далеко, может быть, в серебряный век.
Художник наделяет хорошо знакомую ему женщину некой поэтической тайной, открывает ее заново для себя, да и для других тоже, создав в картине привлекательный образ своей современницы.
Более 30 лет портрет Ирины Островской не покидал ее дома, жил рядом с хозяйкой как ее художественный двойник. Соседство, надо сказать, не безопасное, учитывая стремительный бег времени.
К картинам, знаю по себе, привыкаешь как к дорогим тебе людям, расставаться с ними нелегко. Но Эдуард Николаевич Патлаенко и его супруга приняли решение в пользу Музея изобразительных искусств Карелии, надеясь, что увидят произведения Ф.Э. Ниеминена из своей коллекции в музейных залах.
Иллюстрации предоставлены Музеем изобразительных искусств РК и из архива «Лицея»