Хочешь, я расскажу тебе сказку, мой старенький дружок? Ты давно уже вырос из коротких штанишек и передачу «Спокойной ночи, малыши!» смотришь лишь для того, чтобы скоротать отрезок времени между программой вечерних новостей и детективом. Ты ходишь каждый день на службу и привык мыслить стереотипами – так удобнее. Ты так и не узнал, что такое счастье, но зато отлично знаешь, что коньяк «Наполеон» – хороший коньяк.
Да, почему-то при упоминании имени великого императора и полководца в первую очередь вспоминает крепкий и терпкий вкус коньяка. Но постановку в Музыкальном театре Карелии оперетты Жака Оффенбаха «Наполеон и Жозефина» скорее можно сравнить с кусочком сладкого торта из далекого советского детства. Торта, который продавался в кулинарии напротив и который мама покупала только по большим праздникам. Когда-то он казался самым восхитительным лакомством. Но сейчас померк бы в сравнении с другими кулинарными изысками, подаренными новым временем.
К чему все эти гастрономические подступы к разговору о недавней премьере в Музыкальном театре? Речь пойдет о французах, а французы знали толк в еде, вине, женщинах и искусстве. Хотя пьесу «Корсиканка», легшую в основу оперетты «Наполеон и Жозефина», написал чешский драматург Иржи Губач.
Те, кто ожидают, что на сцене будет разыграна дворцовая интрига времен расцвета славы Бонапарта, глубоко заблуждаются. Перед нами предстанет Наполеон поверженный, доживающий свои последние годы на острове Святой Елены. Великий заключенный всех времен и народов борется с крысами, страдает от голода и холода, а из многочисленной свиты с ним остались лишь два генерала – Бертран и Гурго. Наполеон ждал от английских властей какого-то снисхождения и почестей, но оказался запертым в четырех стенах. Здесь-то неожиданно и появляется ЖЕНЩИНА – корсиканка Эвлалия Понтиу, прозванная своим покойным мужем Жозефиной. Она не просто хочет познакомиться с императором. У нее к нему свои счеты – темпераментная корсиканка требует вернуть ей долг за гибель мужа. Все включено в счет: и осиротевшие дети, и непосильный труд кухарки, и холодная супружеская постель.
Но явно не финансовые побуждения заставили кухарку Понтиу проплыть две тысячи километров, чтобы попасть на остров Святой Елены. Она до сих пор верит во всемогущество Наполеона и восхищается им. Не зря же она назвала всех своих четырех сыновей в честь императора: Наполеон-Франсуа, Наполеон-Жозеф, Наполеон-Бернар и Наполеон-Луи. Но, увидев потрепанного «старикашку», сначала не хочет верить, что перед ней и есть Бонапарт. Ведь он корсиканец, и значит не должен падать духом!
О присутствии женщины узнают власти острова и требуют, чтобы она покинула место заточения полководца. Тогда он производит кухарку в генералы, и она с радостью принимает командование на себя: по ее приказу комичная парочка Бертран и Гурго сажают на огороде морковку и убирают в хлеву навоз. А сама мадам Понтиу выставляет парадный мундир Наполеона с золотыми пуговицами вместо пугала. Ну что ж, иногда пучок морковки может быть важнее десяти пушек, а умение скорчить смешную физиономию – ценнее военной победы.
Кстати, именно Жезефине пришла в голову гениальная идея назвать коньяк именем Наполеона, тем самым увековечив его память в людских сердцах.
Постановка Музыкального театра выдержана в традициях классической оперетты. И хотя главную роль в ней исполняет драматический актер – заслуженный артист Карелии Владимир Сотников, он не инородным телом среди хорошо поющих партнеров по сцене. А там, где ему приходится трудно, на помощь спешит Марина Жаркевич, как и положено верной Жозефине.
Собственно, в этом спектакле два дуэта: Марина Жаркевич – Владимир Сотников и Вячеслав Терентьев – Алексей Клещин, исполняющие роли Бертрана и Гурго. Неизменно смехом встречают зрители выход на сцену Сергея Ермолаева в шотландской юбочке – капитана Попплтона. Есть и другой состав у этой постановки, не менее интересный. Хотелось бы увидеть Александра Стрелкова, для которого Наполеон стал чуть ли не первой «возрастной» ролью. Наверняка очаровательна в роли Жозефины Надежда Павлова, которая стала открытием прошлого театрального сезона и получила «Онежскую маску» в номинации «Дебют». Думаю, идет шотландская юбка и другому капитану Попплту – заслуженному артисту Карелии Анатолию Усиченко.
Как-то у Наполеона спросили о том, как часто он был счастлив. И великий император вспомнил лишь несколько дней из своей жизни. Конечно, история о Жозефине Понтиу придумана Иржи Губачем, иначе она могла бы стать одной из самых счастливых для Бонапарта. Но пьеса чешского драматурга лишь на первый взгляд кажется легкой авантюрной вещице. Ее язык полон афоризмов, а глубокие мысли о власти и о трагедии человека, лишенном власти, звучат актуально и сейчас. Но молодой режиссер Любовь Журавлева пошла по самому простому и традиционному пути. И получилась сказка для взрослых, очаровательная, но немного старомодная, как кусочек наполеона из нашего детства.
Лицей № 2 2008