Главное, Культура

О сколько нам открытий чудных!

Илья Казанцев (справа) и Сергей АнтоновСедьмой концерт фестиваля  стал главной интригой «Белых ночей Карелии» и событием незабываемым.

 

В этот день всё было впервые: дирижерский дебют виолончелиста Сергея Антонова, выступления солистов Витаутаса Сондецкиса и Ильи Казанцева, встреча с Государственным симфоническим оркестром «Классика» из Санкт-Петербурга, художественный руководитель А.Я. Канторов.

 

Всё это было удивительно по многим причинам. Исполнялись произведения широко известные: Виолончельный концерт № 2 Антонина Дворжака и Фортепианный концерт № 3 Сергея Рахманинова. Бездна трактовок возникла за столетие исполнительской жизни сочинений, оба вошли в элитную группу жанра за всю историю, а потому знакомиться с новым взглядом на многократно звучавшие творения чрезвычайно интересно. У каждого слушателя свое восприятие музыки, оценки всегда субъективны и могут расходиться до полной противоположности, но очевидно одно – слушатели стали свидетелями события незабываемого.

 

Сергей Антонов впервые встал за пульт российского оркестра и знаменательно, что это произошло в нашем городе в рамках нашего фестиваля, на котором  Сергей не раз выступал как виолончелист. Достигнув на этом поприще блестящих успехов, он решил попробовать себя и в дирижерском искусстве. Такое на наших глазах происходит со многими большими музыкантами. И не потому, что как инструменталисты они сделали все возможное. Просто у талантливых людей наступает момент, когда необходимо расширять диапазон привычного, может быть, даже менять кожу. И дирижирование для музыканта –  естественное продолжение пути. Как мы знаем, не только Ростропович и Башмет вышли на эту стезю, но даже певец Пласидо Доминго.

 

У Сергея есть для этого все необходимые данные. Как сам он сказал на встрече,  с любимым инструментом расставаться не будет, но дирижерское дело бесконечно расширяет горизонт, дает возможность новых находок и для познания самого себя, и, что не исключено, новых открытий для слушателей. Служение им для Сергея не пустая фраза, в ней – высокий этический смыл творческой деятельности музыканта.

 

Программа была выбрана не из легких. Сложности в исполнении концертов Дворжака и Рахманинова перед Антоновым возникали не рядовые, это он отлично понимал, но всё-таки дерзнул.

 

Концерт чешского классика Сергей Антонов постиг во всех мельчайших деталях, ибо играет его сам, исполнял на третьем туре конкурса Чайковского, в этом поистине блистательном исполнении мы услышали его и в нашем фестивале. Трактовка Витаутаса Сондецкиса совсем иная: в ней преобладает тончайшая лиричность, а отсюда выстраивается и другая концепция. Задача дирижера – дать возможность солисту высказаться в полной мере, понять и поддержать его, насколько бы это ни шло вразрез с собственным пониманием произведения. И Сергей Антонов сделал это очень корректно, не мешая солисту, напротив – всячески поддерживая. Для дебютанта такой подход – залог больших достижений в будущем.

Витаутас Сондецкис, Сергей Антонов и оркестр «Классика»
Витаутас Сондецкис, Сергей Антонов и оркестр «Классика»

 

Партитура Третьего концерта Рахманинова – произведение архисложное для любого дирижера,  даже маститого. Соотношение партий солиста и оркестра в нем настолько свободно, что дирижер  должен находиться в постоянном напряжении: держать на кончике своей палочки все оркестровые голоса – и не разойтись с солистом. С этим Сергей Антонов справился просто блестяще. Не быть волнения в исполнении  не могло,  это естественно, но оно не помешало ни дирижеру, ни солировавшему Илье Казанцеву.

 

Для пианиста концерт Рахманинова так же сложен, как и для дирижера. А, между прочим, Илья впервые играл этот концерт с оркестром и играл так, что покорил слушателей безоговорочно. Для исполнения рахманиновских произведений пианисту необходимо обладать особым комплексом, который немыслим без глубинного понимания композиторского творчества. Кроме того, в нем должны сочетаться объемная многозначная лирика и масштабная мужественность. Чувствуется, что эта чисто русская природа дарования композитора близка  Илье, все перечисленное он убедительно продемонстрировал, за что ему низкий поклон. Мы рады за него и надеемся, что он и впредь  будет посещать Петрозаводск.

Илья Казанцев, Сергей Антонов и оркестр «Классика»
Илья Казанцев, Сергей Антонов и оркестр «Классика»

 

Дирижерская воля и манера общения с оркестрантами, которые проявил в работе Сергей Антонов, была по достоинству оценена и принята симфоническим оркестром «Классика». А это о многом говорит. У оркестра богатый послужной список. Он сложился в 1992 году и за два десятилетия многосторонне проявил себя, исполняя прежде всего произведения санкт-петербургских композиторов и русских классиков. «Классика» много гастролирует в разных странах, итальянский город Сан-Ремо в 2010 году сделал его главным участником фестиваля «Империя Чайковского». Вот и теперь оркестр только что вернулся из Италии после напряженных гастролей. Утомленность чувствовалось в первом отделении концерта. Дирижеру потребовалось приложить определенные усилия, чтобы исполнение не превратилось в механическое проигрывание. В итоге его энергия преобразила оркестрантов, произошло чудо. В выигрыше остались все. Оркестранты выразили благодарность дирижеру-дебютанту и готовы сотрудничать с ним в грядущем.

 

Завершая, хочется воспользоваться подсказкой А.С. Пушкина: «О сколько нам открытий чудных» дарят фестивальные концерты «Белых ночей Карелии»!

Фото с сайта Петрозаводской государственной консерватории

 

  • Анна Александровна

    Спасибо, концерт оставил очень приятное впечатление! Особенно поразило исполнение Концерта Рахманинова — насколько тонко, проникновенно звучал рояль, чувствовалось полное единение солиста, оркестра и дирижера. Они вместе дышали, а это дорогого стоит. Ждем Сергея Антонова с новыми сольными и оркестровыми программами!