Почти сто лет назад прозвучало: «Живопись умерла!». Нет, не умерла – напротив, всё ещё живет, и не только живет, но торжествует. Свидетельство тому – выставка Михаила Юфа в Музее изобразительных искусств Карелии.
Когда молодой ленинградский художник, в эффектной шляпе, появился на проспекте Ленина, он сразу и навсегда стал заметной фигурой в Петрозаводске. Все, кто знал Михаила Шлемовича, говорят о нем как о человеке незаурядном. Татьяна Ромашина много лет работала на Карельском телевидении, создала немало передач о деятелях искусства. Не однажды бывала у Михаила Юфа и в мастерской, и дома.
– Всегда восхищалась его огромным талантом, – рассказывает она. – Считаю его большим, ярким, мудрым, внимательным и очень щедрым человеком как в творчестве, так и в жизни. Его картины неотделимы от него как человека.
В этом не сомневаешься: об огромной жизненной энергии, полной кипучей страсти и щедрой от избытка чувств душе говорят полотна художника.
На вернисаже, посвященном юбилею и дню памяти одновременно, так как Михаил Юфа окончил свое земное существование, многие тепло вспоминали его. Жизнь не всякого мастера в советское время была сладкой. Трудно представить, чтобы свободный от природы, могучий талант мог писать по указке партии и правительства. Михаила Юфа многие любили за открытость, остроумие, искрометный юмор, но и побаивались: он мог сказать правду в глаза несмотря на чины и ранги.
Художник не вписывался в рамки социалистического реализма, хотя музеи часто закупали его произведения.
– Михаил Юфа и Екатерина Пехова были в числе наших любимчиков! – призналась экс-директор Музея изобразительных искусств Серафима Полякова. – Нам за них частенько попадало от министерства культуры, но мы ничего не могли с собой поделать, как только была возможность, приобретали их лучшие картины.
Чувство вкуса, профессиональное чутье и умение отбирать произведения искусства не подвели музейщиков. Прошло время, и теперь Музей изобразительных искусств РК может гордиться достойнейшей коллекцией работ Михаила Юфа.
Под юбилейную выставку отведены несколько залов музея, кажется, для представленных картин этого мало. Более того, есть ощущение, что Михаилу Юфа вообще тесно в рамках карельского искусства.
Я не была близко знакома с Михаилом Шлемовичем. Бывает так, познакомишься с человеком, а спустя время вспомнить не можешь, откуда его знаешь. Другой врезается в память сразу и навсегда. Такова и темпераментная, сочная, ошеломляющая, насыщенная некарельским цветом живопись Михаила Юфа. Одна картина, другая да еще внушительный формат – когда они предстают перед вами все вместе, создается впечатление, будто слушаешь симфонию, но симфонию трагическую. Странно, говорят, художник был веселым человеком, любил посмеяться, обожал хорошую компанию. А всматриваешься в его картины и находишь совсем другое – в его образах читается эмоциональное напряжение, глубина, пейзажи часто проникнуты тревожным настроением, которым сразу проникаешься. За исключением разве что некоторых натюрмортов, в которых столько ироничного пафоса, что нельзя не улыбнуться.
Художник как магнит вовлекает и погружает зрителя в свой мир, фантазии, ауру. Меня поразило, как передана фактура стены дома в картине «Дождливый день. Сортавала». Ощущаешь ее шероховатость, она словно живая. Объекты, изображаемые художником, на его полотнах начинают жить самостоятельной жизнью. Каждая такая картина как роман, как драма, как маленькая трагедия. Однако в них нет ничего мрачного, нет напускной таинственности. Художник почти всегда использует в своей палитре мощный позитивный оранжевый цвет, яркий золотисто-охристый, небесный голубой, тем самым снимая взволнованное напряжение. И потому внимательный и чуткий зритель покидает зал в состоянии катарсиса.
Мог ли у детей этого замечательного мастера быть иной путь? Все они живут искусством.
Фото автора