Главное, Культура

«Биномка» на «Петроглифе»

5Дети стали еще одним брендом фестиваля, придуманного карельским писателем-фантастом Владимиром Софиенко.

Летом в Карелии прошел 2-й Международный литературный фестиваль «Петроглиф». Многие его участники уже поделились своими впечатлениями в центральной прессе. О фестивале интересно рассказал в «Независимой газете» московский поэт Андрей Щербак-Жуков. В «Учительской газете» своими впечатлениями поделилась детская писательница из Москвы Елена Усачёва. В журнале «Гиперборея» эту тему по-своему осветила Арина Аликина из Петрозаводска. Много восторженных мнений уже высказано в интернет-изданиях. Фестиваль, придуманный карельским писателем-фантастом Владимиром Софиенко, уникален  своей многогранностью.

Многие участники первого фестиваля приехали и на второй. Среди них писатели-фантасты из Санкт-Петербурга Светлана Васильева, Николай Романецкий, собиратель древних игр Дмитрий Скирюк из Перми, организатор собственных фестивалей Ирина Кулагина. Обо всех участниках рассказать нереально. Усадьба польского писателя Мариуша Вилька объединила интересы всех.

Уникальность фестиваля и в его кочевом существовании. Каждый год разные уголки Карелии, северная глубинка. А ещё серьёзный воспитательный процесс, где в плодотворном творческом содружестве вместе родители и дети. Именно эту грань – детскую тему фестиваля – мне захотелось не просто обозначить, а показать изнутри.

На фестивале работал детский «Остров Ю», которым руководят Елена Усачёва и Анна Матасова, проходили ежедневные занятия моей детской литературной студии «Биномка». Вот об этом хочу поподробнее.

Творчество под открытым небом
Творчество под открытым небом

– А когда начнётся «Биномка»? – с таким вопросом каждое утро подбегали ко мне самые юные участники литературного фестиваля «Петроглиф».
Сама природа отдалённой северной деревни Кондобережская в Великой Губе, берег озера, банька, мостки, часовенка, настоящий дом северного строения, старый раскидистый тополь на берегу, лодка  –  всё это создавало особый творческий настрой. И очень хотелось фантазировать. Дощатые свежевыструганные столы прямо в траве с разложенными на них листами ватмана, красками, фломастерами, карандашами так и манили к себе детей. А порой и взрослых.
Сказки-биномки рождались мгновенно, весело разыгрывались, потом импульсы детской фантазии гаммой незабываемых красок и образов обретали форму чудесных иллюстраций к будущей рукописной книге.
Дети рисовали с таким азартом, что, казалось, даже проплывающие облака с любопытством засматривались на их рисунки. Всё под открытым небом!

…Ой, фантазии, фантазии! Из чего только они не возникают!
У нас они возникали из столкновения двух несочетаемых в привычном понятии слов.
Это итальянский сказочник Джанни Радари придумал такую игру, чтобы отбивать стереотипы сознания, развивать ассоциативное, парадоксальное, творческое мышление.
Как будут выглядеть фантазии на бумаге? Об этом чуть позже. Сначала находим «бином». Двум «водам» дети загадывают на ушко: одному живой объект, другому – неживой.
Итак, у нас получилось: ОБЕЗЬЯНКА – АВТОБУС.
Из всех вариантов возможного начала истории выбираем следующий:
«Автобус приехал в джунгли, чтобы познакомиться с одной очень хорошенькой обезьянкой. Но обезьянка не хотела знакомиться, потому что она не знала, что такое Автобус, и вообще, увидев, испугалась это существо, у которого вместо ног колёса…».
Теперь дальнейший сюжет сказки разрастается в процессе разыгрывания. Маленькая Марта, которой выпала роль обезьянки, сначала и в самом деле испугалась, но замечательный дядя Роланд с Карельского радио сразу отложил микрофон и подставил Марте свою спину.

 

По Джунглям на Синем Слоне!
По Джунглям на Синем Слоне!

Вообще сам процесс игры настолько захватывающий, что взрослые тоже включаются в него с радостью и легко превращаются в детей. Процесс игры и сочинение сказки проходит одновременно. Дети  участвуют в этом процессе и как сценаристы, и как актёры. И при этом режиссируют всё происходящее в нашем экспромт-театре.
Вот по сюжету, когда диалог Обезьянки с Автобусом себя исчерпал, ребята предложили ввести нового героя – Синего Слона.
– Выбирай, кто из нас лучше? – спросили обезьянку Синий Слон и Автобус.
– Я вас обоих выбираю, – сказала обезьянка, – но можно сначала порулю Слоном?!
Тогда Автобус дядя Роланд превратился в Синего Слона и понёсся с Мартой по «лесам». Ничего, что на самом деле «леса» были строительными, в воображении они вполне могли сойти за настоящие джунгли!

 

4

Самый маленький участник фестиваля, он же и член оргкомитета Гриша, сидел на руках своей мамы Лены и с выражением строгого критика наблюдал за происходящим.

 

От зависти Автобус уменьшался в размере…

В какой-то момент Автобус позавидовал Синему Слону за то, что Обезьянка сначала его выбрала. И от зависти стал совсем маленьким. Не Автобусом даже – Автобусиком! Ведь в наших сказочных джунглях, когда кто-то кому-то завидует, тут же становится маленьким. И уменьшается, уменьшается, пока совсем не исчезнет. Но Автобусику не хотелось совсем исчезать, и он поменял Зависть на Радость.

 

– Ура! – воскликнул Автобусик. – Мы вот какая команда! Вот какая сила! Молодец, Синий Слон! Молодец, что дал порулить собой нашей хорошенькой Обезьянке! –
И по мере того, как радость его становилась всё искренней, Автобусик начинал увеличиваться в размере…
Настала пора рисовать разыгранную историю!
Студийцы быстренько стали разбирать листы, фломастеры краски, а взрослые тем временем занялись обустройством жизни на природе. Жизнь на природе всё-таки особого труда требует.

 

Что-то вот сейчас получится...
Что-то вот сейчас получится…

И вот начинается этот чудесный момент!
Пока взрослые моют посуду, пока готовятся к обеду, пока любители рыбалки ещё не поймали щуку на уху, участники студии «Биномка» на полную мощность включают свою фантазию.
Маленькая Марта, дочь Мариуша Вилька, сразу влюбилась в гуашь и акварель. Ей было интересно само сочетание красок на чистом листе.
– Это джунгли! – шепчет она вдохновенно, соединяя синюю гуашь с белой, а потом и вовсе увлекается нахождением необычных цветовых сочетаний… – Это Лицо планеты, которое смотрит на джунгли.
Саша Софиенко и его друг Богдан тем временем состязаются в создании иллюстрации к только что разыгранной  сказке-биномке. А маленький  Гена, заглядывал  через плечо на рисунок брата Саши  и рисует свою абстракцию.

 

Кто-то из взрослых с любопытством посматривает: что-то у них сейчас получится!

 

Вот Ариша Аликина, готовясь к докладу по фантазии братьев Стругацких, не отрывает глаз от только что нарождающейся, ещё не известной миру детской фантазии.

 

Анна Матасова наблюдает за творческим процессом детей через объектив фотоаппарата. Скоро ей самой вместе с Еленой Усачёвой из Москвы проводить круглый стол по вопросам детской литературы. ( О вопросах детской литературы, поднимаемых на круглом столе «Петроглифа», я расскажу в отдельной публикации). А пока хочется запечатлеть момент их красочной увлечённости.
Николай Карпин, автор сказки «Приключение Нордика и его друзей», сидит сейчас на скамеечке и, наверное, в голове его рождаются новые приключения. Какими-то оттенками, лёгким ветерком слетают они из-под взмаха кисточки, из-под извивной линии фломастера, со страниц детской фантазии.

 

И уже куда-то идут по джунглям Синий Слон Саша и Синий Слон Богдан…

 Рисунок Саши Софиенко
Рисунок Саши Софиенко

Саша рассказывает про своего Синего Слона

Два главных соперника, Саша и Богдан, завершили свои иллюстрации к сказке-биномке, которые скоро станут отдельными страницами рукописной детской книги. Интересно понаблюдать за тем, как они сами развивают свою фантазию.
Синий Слон Саша на длинных высоких ногах…
– Это у меня охотничий Слон, – поясняет автор рисунка. – Он может запросто убежать от врагов… И может догнать, кого захочет… И ещё хоботом может снимать белок с деревьев и пересаживать на траву… Чтобы им самим долго с вершины вниз не бежать… Упавших из гнезда птенцов на место возвращает… Чтобы их случайно не погубил никто… Сейчас он разговаривает с Автобусом про то, кого из них выберет для дружбы хорошенькая обезьянка… А лианы протянулись между пальмами так, будто пальмы взялись за руки и танцуют. Пальмы радуются тому, что и у Обезьянки, и у Синего Слона, и у Автобуса в джунглях хорошее настроение!

 

Синий Слон Богдан – самый доброжелательный из всех на свете слонов. С его лица никогда не сходит шутливая улыбка. А глаза всегда сияют счастьем.
– Мой Синий Слон, – рассказывает автор этого рисунка, – умел выращивать необыкновенные деревья. И он привёз Обезьянку в свой сад. Там на одном дереве росли сразу все фрукты: и бананы, и груши, и апельсины, и ананасы… И на самом деле мой Слон Богдан был удивительным садовником. Ни у кого в джунглях не было такого сада и не росли такие волшебные деревья, как у Слона Богдана. А помогал Слону Богдану его любимый попугай по имени Спелый! Он отгонял от чудесных деревьев всяческих вредителей и в любом походе сопровождал своего друга. Именно он сообщил слону Богдану о том, что следующий за ними автобус вдруг стал уменьшаться от собственной зависти. И слон Богдан спас его, научив не завидовать, а радоваться за других… И их новая подруга Обезьянка, расхаживая по спине слона, тоже изо всех сил сбрасывала с себя кожурки зависти…

А ещё у Богдана была своя маленькая гордость – его мама, Арина Селезнёва, заведовала кухней. Все завтраки, обеды и ужины были вкусными, благодаря её стараниям. Конечно, он бы и маму нарисовал, но мама пока не вписывалась в сюжет.

 

Рекламщик с мороженым
Рекламщик с мороженым

Настоящим событием стал детский праздник в Доме культуры  посёлка Великая Губа.
«Петроглиф» делал детям подарки. А маленький Костя  впервые снялся вот в такой необычной рекламе.
Он наслаждался шоколадным рожком мороженого рядом с плакатом, а дети и родители заполняли клубный зал. Их было более полусотни. И едва хватало места рассадить всех за столами. Зато красок, кисточек и ватмана хватало на всех. Максим Гликин, поэт из Москвы, тоже об этом позаботился.

 

А Костя тем временем чувствовал себя настоящим рекламщиком!

Писательский фурор в посёлке
Писательский фурор в посёлке

Для посёлка Великая Губа такое событие было верхом чего-то невероятного!
Ни одного живого писателя эти дети прежде не видели. А тут столько писателей сразу! И не просто что-то слушать предстояло детям и их родителям, а рисовать свои картины, играть в  «биномку», играть в страшилки с Еленой Усачёвой, играть в принцесс и королевство с Анной Матасовой!

 

А увидев на всех столах изобилие листов и красок, дети не скрывали своего восторженного удивления. Сейчас игра в «биномку» начнётся!
Что это такое, они пока не знают, но рисовать таким огромным коллективом здорово!
Когда полсотни детей обмакивают кисточки в краски одновременно, и фантазия прокладывает свои первые тропки на чистых листах, жизнь становится светлее, и мечты на глазах расцветают.

 

Море купалось в Лесу
Море купалось в Лесу

Я не люблю долго объяснять детям, как надо играть. Всё познаётся в процессе.
Пока одни дети рисуют, другие, самые смелые, вызвались принять участие в экспромт-театре по «биному».
«Бином» получился такой: ПОЕЗД — ВОЛЧОНОК
Вариант сказки тут же стал  обрастать подробностями:

– Поезд не любил никого ждать и поехал на море без Волчонка.
Но Волчонок Гик был упрямым и к тому же умел очень быстро бегать.
На следующей станции он прицепился к поезду и стал его вагончиком.
А на следующей станции заяц Кося на рыбалку опаздывал. Заяц тоже догнал поезд и прицепился к волчонку Гику и тоже стал вагончиком…
Потом – медведь, потом – глухарь… Скоро поезд стал таким большим, что растянулся от начальной станции до конечной: ЛЕС – МОРЕ.
И Лес плавал в Море… И Море купалось в Лесу…
А Волчонок Гик от Леса до Моря бегал с вагончиками знакомиться…

 

Всё ещё предстоит!
Всё ещё предстоит!

Московская писательница Елена Усачёва едва успевала менять воду в стаканчиках для красок. Детская писательница из Пяткяранты Анна Матасова едва успевала весь этот процесс фотографировать. Дети даже не представляли, в каких новых интересных историях им придётся участвовать! А ещё сколько магнитиков с рисунками и петроглифами и книг от писателей получат в подарок!

 

Всё ещё предстоит! Предстоит!
Хорошо, когда родители и дети увлечены одним стремлением – к творчеству!
И за одним столом! И фантазировать вместе! И мечтать…

Сам устроитель этого литературного фестиваля Владимир Софиенко на вопрос, зачем всё это, отвечает:

 

– Встреча с писателем может стать переломным моментом в жизни ребёнка. Вот живёт он в деревне и видит только то, что видит. Увидеть живого писателя, поговорить с ним, ещё и книгу в подарок получить – уже фантазия! Такой переворот в сознании происходит. Оказывается, можно не просто мечтать, но и в реальности искать свою собственную дорогу в жизни! И для этого совсем не обязательно уезжать куда-то. Надо только придумать что-то интересное, полезное людям, найти единомышленников и преображать вместе свою собственную землю!
А детям, приехавшим на фестиваль из крупных городов, тоже полезно посмотреть на жизнь детей в карельских деревнях и посёлках. Есть возможность подружиться. Есть возможность поддержать, помочь.

 

14

Может быть, и у этих девочек, которые первыми завершили свои рисунки на детском празднике творчества, тоже произойдёт какой-то важный поворот в судьбе.
Ведь они не испугались показать свои рисунки всем, рассказать о том, что именно рисовали. Рассказать о своих мечтах…
И уже следом за ними другие дети понесли показывать свои произведения. И скоро весь пол клуба был украшен листами с яркостью их подсыхающих красок.

 

Что-то запомнят эти дети…
Что-то откроют для себя…
Возможно, это будет простота и лёгкость общения…
Возможно, зажигательный творческий процесс станет для них значительней и выше бессмысленных утех улицы.
Возможно, они сумеют ощутить иное пространство человеческого сознания и смело осваивать всё то таинственное, что на первый взгляд кажется непостижимым. Но только на первый взгляд!

 

Я тоже очень хочу, чтобы из этих детей выросли личности самодостаточные! Свободные! Счастливые!

 

Возможно, что и приехавшие со своими родителями городские дети, побывав в часовне в Космозеро, послушав интересный рассказ о том, как разумно прежде была устроена жизнь в этих краях, сколько собирали пушнины, вылавливали рыбы, какой плодородной была здешняя земля, тоже задумаются о возрождении северного края.

15

 

А побывав в деревенской избе, послушав чудесный хор заонежских бабушек, отведав чай с пирожками и калитками, почувствуют сам дух древней земли, её радушие и гостеприимство.

16

 

Сотворчество взрослых и детей на фоне природы – огромная польза для растущего сознания. Разве смогут дети забыть эти древние игры, который привёз с собой писатель-фантаст из Перми Дмитрий Скирюк?! Это только представить себе, как в такие игры играли дети Египта, Африки, Мексики… ещё 2-5 тысяч лет до нашей эры! И теперь самим можно соприкоснуться с древностью человеческой истории!

17

 

Общение с каждым взрослым человеком на «Петроглифе» для ребёнка было настоящим открытием. Разве можно забыть Андрея Щербака-Жукова с новым прозвищем «дядя Иван-Чай» и его удивительно весёлый  «Дневник наблюдений за природой»! Елену Громову с её рассказами о приключениях юных спасателей, Сергея Львовича –  с  ежеутренним уловом. Щуки, как и жизненные удачи, словно сами прыгали ему на спиннинг!

18

 

А жизнерадостная Ирина Кулагина из палаточного городка! Как она рассказывала о пережитой грозе! Как путешествовала вместе с автором фотографий Кристиной Емельяненко к заброшенным домам северного строения!

19

 

И Александр Исидоров с гитарой! Когда вечером над озером льются душевные песни… И поездка на Кижи… И путешествие на корабле к Соловецким островам!

И приезд телевидения!

 

А в заключительной части фестиваля все его участники с особым аппетитом оценивали кулинарные способности самого руководителя фестиваля Владимира Софиенко. Его блюда были не менее фантастичны, чем его книги. Все участники получали свой сертификат отличия. А для каждого ребёнка такой сертификат  был особой радостью и своеобразной визитной карточкой в большую новую жизнь.

 

 

И сам вопрос: «Какая цель у «Петроглифа» и зачем на фестивале дети?» – думаю, после всего сказанного, отпадает за ненужностью.

 

Природа северного края, творческое содружество детей и взрослых, «Биномка», «Остров Ю», разговоры с писателями – прекрасный познавательный и воспитательный процесс.

 

Так что, дети – это ещё один неоспоримый бренд «Петроглифа»!

 

Может быть, такой вот заполняющий душу праздник общения со временем сделает мир чуточку светлее и богаче.

 

 Все фотографии с «Петроглифа» сделала одиннадцатилетняя участница фестиваля  Кристина Емельяненко. Фотографии с детского праздника в Великой Губе представила Анна Матасова

 

 

Автор публикации Вера Линькова  – писатель, участница фестиваля «Петроглиф», руководитель детской литературно-художественной студии «Биномка».

 

Занятия студии «Биномка» проходят по воскресеньям в 17 часов в Детско-юношеской библиотеке Карелии (пр. Ленина, 1). Бесплатно.