Так уж повелось, что артисты и музыканты обычно отмечают свои юбилейные даты на сцене, а для художников важно показать в рубежный этап жизни новую выставку: как-никак юбилей – время подведения творческих итогов.
В Карельском отделении Союза художников в этом году несколько юбиляров. Близкие по возрасту Янина Ивасенко, Михаил Галемский, Владимир Левицкий и Юрий Каноев объединились и устроили в Музее изобразительных искусств РК выставку «Юбилей на четверых». Авторам отвели по персональному залу, что совершенно справедливо, в результате у каждого пояивлась возможность показать свои работы в общей экспозиции.
Вернисаж показал, как много почитателей у каждого из не похожих друг на друга художников. После поздравительных речей разгоряченная речами и любопытством толпа устремилась в залы.
Изысканные шкатулки, резные вазы и ларцы, кольца и колье из кости в первом зале сразу же приковали внимание зрителей к витринам. Здесь представлено творчество резчика по кости, мастера-виртуоза Михаила Галемского из Медвежьегорска, чьи произведения находятся не только в фондах нашего музея, но даже в Эрмитаже. Холмогорская резьба по кости — традиционный промысел мастеров Архангельской области, существует уже 400 лет. Говорят, сама Екатерина Великая хранила свои украшения в холмогорских костяных ларцах, да и в шахматы знатные вельможи любили играть не в абы какие – заказывали их у холмогорских мастеров. Сказать по правде, просто не представляю, как из кости мамонта или рыб вдруг рождается такая ажурная красота. Кажется, у этого мастера-художника и душа такая же красивая, как и его произведения.
Юрий Каноев родился и вырос в Олонце. Там получил свое первое художественное образование, туда вернулся после окончания художественно-графического отделения. Художник многих поразил своей новой манерой, искренними пейзажами. За ними чувствуется автор – немного строгий, но и лиричный в то же время. Зрителю набил оскомину традиционно серо-зеленый и маловыразительный карельский пейзаж. Он часто именно таким безрадостным и бывает, но любим-то мы свой край беззаветно совсем за другое. Вот это другое и сумел увидеть и запечатлеть Юрий Каноев на своих полотнах. В свою экспозицию художник включил произведения последних трех лет. Именно в эти годы он стал активно участвовать в пленэрах, которые настойчиво и с увлечением в течение нескольких лет проводит экс-председатель Карельского отделения Союза художников России Анатолий Титов.
– Мне кажется, этот прорыв в собственном творчестве Юрий сделал благодаря тому, что приобщился к пленэрам, – размышляет Титов, – А совместная работа с увлеченными коллегами в самых разных условиях многое дает ищущему автору.
Театралы знают Владимира Левицкого как художника-постановщика балета «Корсар». Некоторые его живописные холсты, на которых изображены тихие городские улочки, напоминают нам город, которого уже нет. Но он остается на полотнах художника. Поэтические городские сюжеты и состояния – его тема. Историю города маслом пишет и всем известный Бадри Топурия, но у него Петрозаводск совсем иной. Художников объединяет лишь любовь к северной столице, которую чувствуешь, глядя на их картины. В последнее время Владимир пытается запечатлеть то новое, что появляется в городской среде. Не только новые дома, но и само время.
Янина Ивасенко органично смотрится в этой душевной юбилейной компании. У нее за плечами Тбилисская академия художеств и многолетняя преданная любовь к декоративно-прикладному искусству. Ее мастерство по достоинству оценили не только в Карелии, но и за рубежом. Яркие и декоративные работы узнаваемы и неважно, что художник показывает – гобелен, батик или акварель: Янину выдает ни на кого не похожий немного фантастический почерк. Мир художницы полон загадочных сюжетов, сказочных героев, удивительных животных и необыкновенных городов.
Выставка работают до 12 октября.
Фото автора