Впервые в Карелии зрители увидят сыгранный профессиональными актерами спектакль по пьесам петрозаводских подростков. Случится это уже скоро — 16 октября.
Cтарту проекта «Границ.net» была посвящена вчерашняя пресс-конференция в школе-интернате №21, где накануне открылись творческие лаборатории драматургов-педагогов Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской, композитора Александра Улаева.
Об идее проекта «Лицею» уже рассказывал его инициатор Олег Липовецкий. Вячеслав Дурненков, известный российский драматург, который первым в России стал использовать методику class akt, начал пресс-конференцию со слов: «Рад, что мы наконец приехали к вам».
Формат проекта, по его словам, такой: драматурги приходят в школу и начинают через игровые упражнения учить детей писать пьесы. Потом их ставят в театре. Принципиально на всех стадиях с детьми работают профессионалы. Цель — не искать новых шекспиров, а воспитать грамотного зрителя.
За 10 лет с методом class akt познакомились в 15 городах страны. По словам Вячеслава Дурненкова, основной плюс проекта — подростки стали ходить в театр. И все же, если бы ставилась лишь столь утилитарная цель, проект вряд ли бы поддержали педагоги. Их привлекает, как сказала на пресс-конференции директор школы-интерната Ирина Неровня, то, что ребенок может раскрыться в этом проекте, и не только творчески. Неслучайно поддерживают проект «Границ.net» министерства культуры и образования республики.
— Главный в проекте — ребенок, он не используется в интересах взрослых, — подчеркнул Вячеслав Дурненков. — Он может режиссировать спектакль, заменить актера, а вот режиссер не может менять его текст.
У нас беда со спектаклями для детей, считает он: театр отстает, не знает, что интересует детей, предлагает часто непонятную им классику или же сказку «Морозко».
— Мы хотим услышать новых авторов, — объясняет Мария Зелинская. — То, что в результате получаем, не соответствует нашим ожиданиям. Дети не про зайчиков пишут — пьесы получаются остросоциальные, про первую любовь, про вампиров.
— Вампир для ребенка — это человек, не такой, как он, — уточняет Дурненков и формулирует суть проекта. — Давайте общаться на языке, который нам предлагает новое поколение.
Сейчас в двух творческих лабораториях — драматургической и музыкальной — начал заниматься 21 подросток. Это ученики в возрасте от 13 до 17 лет петрозаводских школ, лицеев, железнодорожного колледжа и школы-интерната №21. Ребята занимаются по четыре часа в день, на две недели они освобождены от школьных занятий. Что же волнует петрозаводских подростков? Это мы узнаем очень скоро.
13 октября обе лаборатории — драматургическая и музыкальная — соединятся, профессиональные актеры будут слушать сочиненные детьми пьесы и музыку. После этого начнутся репетиции, а 16 октября в 19 часов на сцене Национального театра мы увидим готовый спектакль — точнее, эскизный.
На пресс-конференции в воздухе витал и наконец прозвучал вопрос: а вдруг не получится, и дети все-таки не напишут свои пьесы? Такого еще не бывало, заверил Вячеслав Дурненков. Более того — в Красноярске спектакль, созданный по пьесам подростков, вошел в репертуар театра.
Все средства, вырученные от продажи билетов, будут переданы в фонд имени Арины Тубис для лечения тяжело больных людей.
10 октября состоится семинар Вячеслава Дурненкова для педагогов и работников театров «Интегрирование ребёнка в театральный процесс. Как привлечь ребёнка в театр». Вся информация в группе проекта vk.com/kareliagranicnet
Фото из группы vk.com/kareliagranicnet и автора