Главное, Культура

Вячеслав Дурненков: «Давайте общаться на языке, который нам предлагает новое поколение»

Вячеслав Дурненков в первый день проекта в ПетрозаводскеВпервые в Карелии зрители увидят сыгранный профессиональными актерами спектакль по пьесам петрозаводских подростков. Случится это уже скоро — 16 октября.

 

Cтарту проекта «Границ.net» была посвящена вчерашняя пресс-конференция в школе-интернате №21, где накануне открылись творческие  лаборатории драматургов-педагогов Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской, композитора Александра Улаева.

Об идее проекта  «Лицею» уже рассказывал его инициатор Олег Липовецкий.  Вячеслав Дурненков, известный российский драматург, который первым в России стал использовать методику class akt, начал пресс-конференцию со слов: «Рад, что мы наконец приехали к вам».

Формат проекта, по его словам, такой: драматурги приходят в школу и начинают через игровые упражнения учить детей писать пьесы. Потом их ставят в театре. Принципиально на всех стадиях с детьми работают профессионалы. Цель — не искать новых шекспиров, а воспитать грамотного зрителя.

 

На пресс-конференции в школе-интернате №21
На пресс-конференции в школе-интернате №21

 

 

За 10 лет с методом class akt познакомились в 15 городах страны. По словам Вячеслава Дурненкова,  основной плюс проекта — подростки стали ходить в театр. И все же, если бы ставилась лишь столь утилитарная цель, проект вряд ли бы поддержали педагоги. Их привлекает, как сказала на пресс-конференции директор школы-интерната Ирина Неровня, то, что ребенок может раскрыться в этом проекте, и не только творчески. Неслучайно поддерживают проект «Границ.net» министерства культуры и образования республики.

 Главный в проекте — ребенок, он не используется в интересах взрослых,  подчеркнул Вячеслав Дурненков.  Он может режиссировать спектакль, заменить актера, а вот режиссер не может менять его текст.

У нас беда со спектаклями для детей, считает он: театр отстает, не знает, что интересует детей, предлагает часто непонятную им классику или же сказку «Морозко».

— Мы хотим услышать новых авторов, — объясняет Мария Зелинская. — То, что в результате получаем, не соответствует нашим ожиданиям. Дети не про зайчиков пишут — пьесы получаются остросоциальные, про первую любовь, про вампиров.

 Вампир для ребенка   это человек, не такой, как он, — уточняет Дурненков и формулирует суть проекта. — Давайте общаться на языке, который нам предлагает новое поколение.

Сейчас в двух творческих лабораториях — драматургической и музыкальной — начал заниматься 21 подросток. Это ученики в возрасте от 13 до 17 лет петрозаводских школ, лицеев, железнодорожного колледжа и школы-интерната №21. Ребята занимаются по четыре часа в день, на две недели они освобождены от школьных занятий. Что же волнует петрозаводских подростков? Это мы узнаем очень скоро.

13 октября обе лаборатории — драматургическая и музыкальная — соединятся, профессиональные актеры будут слушать сочиненные детьми пьесы и  музыку. После этого начнутся репетиции, а 16 октября в 19 часов на сцене Национального театра мы увидим готовый спектакль  точнее, эскизный.

 

На пресс-конференции в воздухе витал и наконец прозвучал вопрос: а вдруг не получится, и дети все-таки не напишут свои пьесы? Такого еще не бывало, заверил Вячеслав Дурненков. Более того — в Красноярске спектакль, созданный по пьесам подростков, вошел в репертуар театра.

 

Все средства, вырученные от продажи билетов, будут переданы в фонд имени Арины Тубис для лечения тяжело больных людей.

10 октября состоится семинар Вячеслава Дурненкова для педагогов и работников театров «Интегрирование ребёнка в театральный процесс. Как привлечь ребёнка в театр». Вся информация в группе проекта vk.com/kareliagranicnet

Фото из группы vk.com/kareliagranicnet и автора

  • Кирилл

    Вампир он и в Африке
    вампир. Потому давайте общаться с детьми не на языке, а на языках. У
    одних детей такой язык, у других другой. Одни понимают классику, другие не
    понимают. Все зависит от воспитания. Не надо в одну кучу. Еще хочу спросить про
    Ремарку. Будет она или Липовецкий потерял к ней интерес?

    • Галина

      Меня тоже немного насторожила фраза: «У нас беда
      со спектаклями для детей: театр отстает, не знает, что интересует детей,
      предлагает часто непонятную им классику или же сказку «Морозко…».
      Или же «Муху-цокотоху», — продолжу я. Чудесная
      сказка, которую нам читали наши мамы, мы – своим детям, дети – своим… Премьера спектакля
      по этой сказке состоялась недавно в Петрозаводском театре кукол. Поставили «Муху…»
      молодые. Режиссер Петр Васильев, художник Алевтина Торик и композитор Николай Морозов. И сыграли молодые: Ирина Кекина, Наталья Васильева, Татьяна Мацкевич, Анна Олькова, Олег Романов, Дмитрий Будников… Наверное, отсюда модерновость постановки, что-то типа маленькой рок-оперы, где не только куклы, но и «живой план», много музыки, песен, пластики и… приколов, свойственных молодым: например, главный злодей – пузатый паук – в спектакле похож на американского капиталиста, как их изображали в шестидесятые в советском «Крокодиле».
      Судя по реакции зрительного зала, для детей этот «паук-кровопивец»,
      конечно же, не «другой человек», а стр-р-рашное чудовище. И когда его побеждает,
      пусть далеко не с первого раза, маленький и в общем-то не самого храброго
      десятка комарик – в спектакле он даже заикается от страха – зал радостно поддерживает
      его своими аплодисментами. То есть режиссер дал понять, что даже если ты далеко
      не богатырь, но у тебя сердце защитника слабых, ты все равно можешь победить
      злодея.
      На что еще обратила внимание – на предначало
      спектакля, как еще до приглашения в зрительный зал готовят детей к просмотру «классики»
      (надеюсь, никто не оспорит, что Чуковский – классик в детской литературе). Так
      вот, чтобы классика была понятна – все равно в каком виде искусств – театральном,
      музыкальном, литературном – детей готовить надо. Это, конечно, аксиома, и я бы
      не стала повторять ее, если бы не спорное высказывание взрослых деятелей
      искусств о «непонятной» детям классике. К счастью, такие вещи, как чувство ритма
      фразы, а он завораживающий в «Мухе…», понимание, что такое хорошо и что такое плохо,
      у детей чаще всего интуитивно, словно они его впитывают с молоком матери. Задача
      взрослых эту интуицию не нарушить, а напротив, бережно продлить ее.

      • Олег Липовецкий

        Согласен с Вами, Галина — «Муха Цокотуха» — прекрасный спектакль. И Вы очень здорово его прорекламировали. И это — прекрасно. Но речь в статье идёт о спектаклях для тинейджеров (возраст от 12 до 17). Вы можете назвать большое количество спектаклей и пьес для подростков? Я — нет. В этом сегменте провал. Тинейджеры не пойдут смотреть «Муху — Цокотуху», к сожалению.

    • Липовецкий

      Липовецкий не потерял интерес.