Главное, Культура, Общество

«Границ. NET» для Class Act  

Встреча в школе-интернате № 21Эмоциональный интеллект подростка развивает театральная педагогика. С одним из ее направлений Петрозаводск вскоре познакомится благодаря неутомимому Олегу Липовецкому.

 

«Я тринадцать лет писала о театре, и я вижу, как из него уходит молодежь, — сказала на семинаре для педагогов в Воронеже арт-директор центра им. Вс. Мейерхольда, театральный обозреватель  Елена Ковальская. — Молодая публика перестает считывать язык театра. В этом может помочь театральная педагогика. Для театра это такой маркетинг, разумеется. А для общества — гуманизация. Театр это место где собираются люди разных социальных групп. Где подспудно, негласно обсуждается общественная проблематика. Заставить школьников ходить в театр мы не можем. Значит, должны увлечь».

 

Спустя год после проекта «Добрый день» Олег Липовецкий инициировал новый — «Границ. NET», театрально-драматургическую лабораторию для подростков петрозаводских школ, детского дома и интерната для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Олег рассказал «Лицею» о новом проекте:

 

— В современных реалиях, когда не хватает финансирования на медицину и образование, театр должен ежедневно доказывать свою необходимость, расширять сферы своего влияния на жизнь общества. Это позволит привлечь в театр и новых зрителей и новые финансовые потоки.  Театр в России сейчас отделён от публики, особенно молодой, вездесущими гаджетами, интернетом, телевидением.  И он, российский театр, очень мало делает для привлечения и образования новой публики. Нужно выходить из своих стен. В театр ходят до 7 процентов жителей  — и это  в самых театральных городах мира, а вообще от 3 до 5 процентов, хотя содержат государственные театры все налогоплательщики. Получается, что художники занимаются самореализацией за счет остального населения.  На резонный математический вопрос министерства финансов «А что вы нам?» российскому театру крыть особо нечем. Понятно, что театр служит высокому искусству, что у русского театра великие традиции — это правда. И никто не отнимает у русского театра эту корону и трон. Но только реалии таковы, что если мы не будем думать о том, кто придёт к нам в театр через десять лет, то ужаснёмся, увидев своё будущее. Либо это будут пустые залы, либо в них будут сидеть люди, уставившиеся в экраны гаджетов и абсолютно непонимающие театральный язык метафор и символов. Либо залов не будет, потому что государство не захочет их содержать.

В первоначальном варианте текста новой концепции развития культуры России проскочила фраза «Россия – не Европа». Некоторые особо старательные политики и чиновники сразу попытались  возвести её в государственный тренд. Но вместо того чтобы перегибать палку и расшибать лбы, нужно впитывать лучшее. Перефразировав Толстого, можно сказать: плохое у всех разное, хорошее – одинаковое. Так давайте все проблемы и недостатки оставим Европе и возьмём самое лучшее. Там уже достаточно давно озаботились вопросом формирования и образования театрального зрителя, и сейчас успешно развивается театральная педагогика. С ее помощью воспитывают эмоциональный интеллект ребёнка. На театрального педагога в Европе учатся четыре-пять лет, изучают педагогику, психологию. Родоначальница этого направления, англичанка, эксперт в области социального театра Никола МакКартни создала методику Class Act . Методика работает и на театр и на общество: драматурги черпают свежие идеи и сюжеты, появляются новые драматурги плюс воспитательный, обучающий эффект.  Даже грамотность улучшается.

У истоков Class Act в России стоит Слава Дурненков, он и приедет к нам в Петрозаводск с Марией Зелинской. Слава занимается этим направлением с 2003 года, за это время работал с детьми и  подростками, с воспитанниками детских домов и заключёнными. Нужно обладать огромным сердцем, чтобы этим заниматься. Слава и Мария – прекрасные люди. Без сомнения, их вклад в развитие культуры и драматургии России огромен.

Проект в Петрозаводске стартует  5 октября. Слава и Марина будут работать с инклюзивной группой в 17 человек возраста 13-17 лет. В нее войдут ребята из школы-интерната №21 для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, из детского дома и обычных школ. Те дети, которые сами захотят участвовать в проекте. Для этого мы встречаемся с ними, знакомимся, рассказываем, объясняем.  Девять дней на практических занятиях подростки будут учиться писать пьесы, а на десятый день  мы соберёмся вместе. Мы – это все участники проекта: актёры, режиссёры, подростки. Прочитаем и обсудим написанное.  Занятия по проекту будут проходить в интернате №21.

После общей читки пьесы передаются в театры. 16 октября в Национальном театре покажут все  пьесы, их сыграют профессиональные актеры. Актеры сейчас активно записываются для участия в проекте. Поставят пьесы Андрей Дежонов, Снежана Савельева и Олег Липовецкий. Это эскиз спектакля, а не публичная читка пьесы, как в финале конкурса новой драматургии «Ремарка». Над сценографией вместе с детьми будут работать художник Егор Кукушкин и медиахудожник Алена Голубева.

Пьесы ребята будут писать на любые темы, про что хотят: о любви, взаимоотношениях со взрослыми, об одиночестве. Фантазия детей отличается от взрослых, у них нет границ. Сочинять можно вдвоем, втроем…  Участники проекта «Границ.net»  поймут многое о себе, поймут, что они нужны нам, а в жизни границ нет, кроме тех, которые строим мы сами. А театр узнает, чем живет подросток. Многие дети меняются в ходе подобных проектов. Ожидаем, что будет 9-10 пьес на 8-10 минут каждая.

Три правила нашей методики — игра, интерес, профессионализм — позволят подросткам за десять дней познакомиться с базовыми навыками театральных профессий и самостоятельно написать, пусть небольшие,  но настоящие пьесы о том, что их тревожит и радует, огорчает и смешит. И позволит нам, взрослым, это услышать и увидеть.

Пользу от этого проекта невозможно преувеличить. Для детей это возможность нового общения и социализация, новые друзья, повышение самооценки и оценки окружающих, возможность творческой самореализации, расширение кругозора, воспитание эмоционального интеллекта, обогащение языка и даже повышение грамотности.

Для родителей и педагогов – возможность заглянуть во внутренний мир подростков, так часто закрытый для нашего понимания. Взгляд на своих детей и воспитанников с новой, неожиданной стороны.

Для театра – привлечение новых зрителей. Ведь в театр посмотреть на спектакль по пьесам ребят придут их друзья, родители, одноклассники, знакомые, учителя. В то же время это великолепная возможность для актёров и режиссёров погрузиться в контекст современного юношества. Ведь театр должен рассказывать о сегодняшних людях и проблемах, а в нашем проекте актёры и режиссёры непосредственно контактируют с авторами пьес, и первый раз услышат их от самих подростков. И ещё это великолепный тренинг для актёров, каждому из которых за три дня (!) необходимо будет сделать несколько небольших, но разнообразных ролей.

Результат всей этой работы выходит далеко за пределы проекта и формирует наше будущее. А в настоящем мы сможем увидеть эскизный спектакль «Границ.NET», показ которого состоится 16 октября, в Национальном театре Карелии.

Кроме театральной, у нас будет музыкальная лаборатория из восьми ребят. Саша Улаев создаст с детьми саундтрек для пьес, которые напишут участники проекта.

 

Проект реализуется в рамках программы «Театр + Общество» при поддержке Министерства культуры РФ и министерства культуры РК.

 

Фото из группы проекта vk.com/kareliagranicnet

Партнёры проекта «Границ.net»

Генеральные партнеры  проекта:  строительная компания «ВЕК», завод современных строительных технологий «Век -Стеклов», компания  «Век — Фасадные технологии».

 

Официальный партнер  проекта: «ИНТУРИСТ — Петрозаводск»

 

Партнеры  проекта: Багетный салон в Петрозаводске,  Агенство наружной рекламы «Онежские мастерские», гостиница ( хостел) VillaAino, агентство «Наша Няня» и сайт  «Детский Петрозаводск», компьютерная сеть  «Сампо.ру», компьютерная сеть «Ситилинк».