Главное, Культура

Нет ограничений – одни возможности!

"Маленький принц" в Омском государственном театре куклы, актёра, маски «Арлекин» Маленький зритель Петрозаводска прощается на этой неделе с  «Арлекином»  – Омским государственным театром куклы, актёра, маски, который на несколько дней поменялся площадками с Театром кукол Карелии.

Практика  обменных гастролей прижилась в театральной среде как один из способов преодоления  финансовых и организационных трудностей, неизбежно сопровождающих выездные выступления.

Об этом и многом другом шел разговор  на состоявшейся в минувший вторник пресс-конференции. Омский театр на ней представляли директор театра Станислав Дубков и ведущие актеры «Арлекина» Валерий Исаев и Лариса Шнякина. С нашей стороны о совместном с гостями проекте рассказывала директор театра кукол Карелии Любовь Васильева.

Станислав Дубков отметил, что сейчас в России стараются возродить гастрольную деятельность театров, которая совсем было замерла без государственной поддержки. В последние годы  в этом отношении произошли отрадные перемены. Была принята федеральная целевая программа «Культура России», где гастрольной деятельности отведен специальный раздел. В рамках этой программы омский и петрозаводский театры  написали проект и  выиграли грант, также проект поддержали министерства культуры России, Карелии и Омской области – всё это сделало возможными нынешние гастроли.

Кукольному театру выезжать проще, чем драматическому, он  легок на подъем:  полтора десятка человек да несколько ящиков декораций – вот  всё, что необходимо для полноценных гастролей.  Способствует мобильности и то, что кукольные театры очень дружны между собой, быстро налаживают контакты, нередко одной-двух встреч достаточно для возникновения плодотворного сотрудничества  Так произошло и с нашими двумя театрами:  первое знакомство омичей  с коллегами из Петрозаводска состоялось в Екатеринбурге, а вторая встреча в Пензе положила начало совместным проектам.

Плоды сотрудничества с другими коллективами представляют собой и два из трех  привезенных  спектаклей, поставленные совместно с  израильским («Маленький принц») и польским («Кариус и Бактус») театрами.

Зритель получил возможность познакомиться с разными техниками  и видами кукол: это и ширмовой спектакль «Котофей Иванович» с тростевыми куклами,  и планшетные куклы в «Кариусе и Бактусе», и синтетическое действо в «Маленьком принце», где, помимо перечисленных,  фигурируют куклы-тантамарески, а также актер в живом плане, исполняющий роль летчика.  Подобный синтетизм является давней традицией  омского театра, что делает понятным его  пространное название,  в котором кроме привычной куклы указаны актер и  маска.

 

Спектакли различны  по возрастной адресованности  и  содержанию. Сюжет «Котофея Ивановича» заимствован из русской народной сказки, изобилует смешными положениями и в то же время несет в себе элементы социальной сатиры – это своего рода «Ревизор» для дошколят (впрочем, и «Ревизор» для взрослых в репертуаре театра тоже присутствует). «Кариус и Бактус» откровенно дидактичен и может оказать неоценимую услугу родителям маленьких сладкоежек. Занятные, но опасные обитатели зубных дыр  наглядно демонстрируют, что  зубная щетка должна заглядывать в рот чаще,  чем чупа-чупс.  А сюжет «Маленького принца» не нуждается в описании, это лирическая притча, где с маленьким человеком говорят   о больших вещах  – таких как любовь, дружба,  ответственность.

Если не ограничиваться характеристикой только гастрольных спектаклей, то в целом репертуар омского  театра составляют  более 50 спектаклей, и основное место в нем  традиционно занимают постановки для детей. Однако, как выяснилось,  репертуар для взрослых  также весьма обширен.  Перечень авторов и названий впечатляет: Мольер, Лермонтов, Ильф и Петров, Бабель, особенно повезло Шекспиру и  Гоголю  (по 3 спектакля каждого автора),  не забыты и древние римляне (спектакль «Шкатулка» по Плавту), и исконный для кукольного театра евангельский сюжет («Сказка о царе Ироде», ставшая победителем в двух номинациях на «Золотой маске»).  Думается, такой ассортимент  характеризует не только театр, но и отзывчивость омского зрителя – без его поддержки трудно было бы отважиться на творческие поиски.  И действительно,  зритель не подводит: спрос на  все спектакли, включая взрослые,  составляет в среднем 98% .

 

Разговор на пресс-конференции коснулся также специфики кукольного театра как зрелища  и вида искусства. Казалось бы, современный зритель с пеленок избалован разнообразными шоу,  в изобилии предлагаемыми телевизором и компьютером. Но виртуальное зрелище имеет существенный изъян – у него потеряна связь  с материей. Зато какие преимущества в этом отношении у кукольного театра! Возможности игры с фактурой, объемом, пространством здесь широки как нигде.  В руках мастера даже накладки оборачиваются находками. Так актер Валерий Исаев, которого земляки называют живой легендой, рассказал,  как обрела свой голос деревянная кукла,  когда начала вдруг громко скрипеть  – деревянные вздохи и стоны оказались удивительно органичным сопровождением ее жестов.  А другая кукла получила новую пластическую выразительность после того, как что-то нарушилось в ее устройстве.

И все-таки мне казалось, что у кукольного театра в сравнении, скажем, с драматическим, есть как возможности, так и свои ограничения. Но когда я спросила об этом,  Станислав Дубков при единодушной поддержке коллег категорично возразил: «Нет ограничений – одни возможности!»  Эта фраза прозвучала своеобразным девизом кукольных театров – и шире – всех творческих людей, кто эти возможности ищет.

 

Что ж, остается порадоваться тому, что есть места, где могут быть искренне сказаны такие слова. Себе же как зрителю я желаю убедиться в бесконечных возможностях кукольного театра для взрослых. И если Карелия действительно долго будет сниться  омским гостям, то пусть этот сон окажется в руку!

Фото  Омского государственного театра куклы, актёра, маски «Арлекин»