Вернисаж с Ириной Ларионовой, Главное, Культура

Свидетели эпохи

petergof10В Музее изобразительных искусств Карелии завтра открывается выставка  «Петергоф. Первая мировая. Прелюдия трагедии».

Сто лет назад было так же,  как и сейчас: все чувствовали тревожную атмосферу приближающейся войны, но никто не хотел в это верить. Казалось,  жизнь шла своим чередом,  ничто не предвещало, что мир рухнет в одночасье. Сегодня у петрозаводчан есть редкая возможность окунуться в предметный мир того времени,  более того – это мир вещей императорской семьи.

Идея передвижных выставок из больших музеев страны по малым городам России принадлежит Министерству культуры России.  Привлечь внимание  граждан к  богатейшим музейным коллекциям – вот  ее цель.  Выставка из Петергофа инициирована и финансируется государством, путешествует по Северо-Западу уже целый год. С большим успехом она прошла в Архангельске, побывала во Пскове и вот завершающий этап – Петрозаводск.

– Локальный сюжет из жизни Петергофа мы попытались вписать в общемировой  контекст Первой мировой войны, – пояснила Анна Луговая,  заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея «Петергоф», – и в этом ее уникальность. Мы хотели осветить и показать прелюдию войны, рассказать о том, как много было сделано на дипломатическом уровне. Дело в том, что царская семья проводила летнее время чаще всего в Петергофе, сюда, в резиденцию императора, прибывали дипломатические миссии, здесь  проходили официальные приемы. А семья жила на Нижней даче, что была разрушена  в 60-е годы прошлого века. Ее архитектор Анатолий  Томишко, он  же построил в Петербурге известное здание тюрьмы  «Кресты». На Нижней даче не было помпезной обстановки, что можно видеть по представленным на выставке фотографиям. Это и кабинет Николая II, розовая гостиная, называвшаяся так по цвету обоев, довольно скромная мебель Мельцера. В принципе это был частный буржуазный  дом, наполненный вещами, бывшими тогда в обиходе не только в императорской семье.

Анна Владимировна  ведет меня  по будущей выставке. Здесь кипит работа. Пять реставраторов и такелажников  работают с предметами  в перчатках. Наблюдать, как из хаоса рождается экспозиция, всегда необычайно интересно. Вещи разложены по столам и коробкам,  всюду бумага, схемы, рулоны, витрины еще открыты, можно близко рассмотреть  те удивительные вещи, что скоро займут свои места. Вот два тонкой работы веера, шелковые перчатки, две модные по тем временам сумочки-кольчужки, броши, фарфоровая кукла и наконец трехколесный велосипед из коллекции императора. Кто не помнит снимок наследника цесаревича Алексея Николаевича на таком велосипеде? В этом же зале можно увидеть ножик для разрезания бумаги, расписанный рукой цесаревича с пометкой «июнь 1911 года». Здесь  и другие вещи, такие как фарфоровая посуда, крестильная рубашечка, туфельки членов царской семьи.

Анна Владимировна  возвращается к процессу создания экспозиции, а мы продолжаем  беседу с Ольгой Захаровой, заведующей фондами. Она рассказывает:

– Здесь более трехсот экспонатов, нам понадобилось около 17 больших ящиков для упаковки. Мы привезли наш груз на машине с прицепом.

Полгода сотрудники музея работали над концепцией  выставки и формировали эту коллекцию. Прямого отношения Петергоф к войне не имел, но музейщикам удалось воссоздать атмосферу того времени через восприятие человека, в данном случае –  членов императорской семьи.

– Формировался союз «Антанта»,  приезжали в Петергоф дипломаты, первые лица государств, – поясняет концепцию выставки Ольга, – но тем не менее никто до конца не мог поверить, что разразится такая бойня. Они катались на велосипеде, играли в теннис, устраивали балы и обеды, а в это время тучи сгущались. Здесь речь идет по сути  о  конфликте войны и мира.

Для выставки отобраны специально такие предметы, которые воочию вряд ли кто когда-либо видел. Например, теннисная ракетка начала XX века. Члены царской семьи любили играть в теннис, в Александрии, парке Петергофа, был сделан первый в России теннисный корт. Готовальня, которой пользовался император. А вот игральные карты в русском стиле, выпущенные к 300-летию дома Романовых.  Образы на них созданы по костюмам эпохи Алексея Михайловича, в которые были одеты члены императорской семьи на балу в 1903 году, посвященном 290-летию дома Романовых.

Есть в экспозиции несколько платьев начала ХХ  века известных фирм того времени. В таких нарядах могли появиться на балу и императрица, и ее дочери. Вот так и развеиваются мифы! Глядя на эти элегантные платья из нашего гламурного времени, понимаешь, как на самом деле  скромно они выглядели, несмотря на  изысканность декора, ручную работу, кружево, вышивку бисером  и натуральность тканей. В наше время они уже не кажутся шикарными.

На выставке представлены  макет императорской яхты, кресло из кабинета императора с Нижней дачи, на котором точно сидел он сам, его письменный прибор, а также  дипломатические подарки: японский  шкафчик ручной работы, китайский жезл «Жуи» из нефрита (пожелание благополучия). Можно увидеть коронационные вещи, которые дарили каждому участнику торжества,  необычные предметы из того самого вагона, в котором Николай II подписал отречение от престола – парадная сабля, телеграф, телефон, часы.

В каждом зале представлены разные стороны жизни императорской семьи: частная, парадная,  официальная. Все предметы живые свидетели времени. По словам Ольги Захаровой,  самое главное в музее  – предмет, задача музейщиков – приблизить его  к человеку. Сегодня в музейном мире все больше опираются на компьютерные и  3D-технологии, появилась тенденция к  театрализации, замене реальных вещей виртуальными. А реальные предметы уходят на второй план. Именно они  напоминают нам в это тревожное время о том, как хрупок мир.

Выставка продлится до 17 декабря.

petergof1

petergof2

petergof3

petergof4

petergof5

petergof6

petergof7

petergof8

petergof9

petergof11

petergof12

Фото автора