Слушала тексты, которые буквально впечатывались в меня каждым словом: ведь дети написали пьесы, полные драматизма. Взрослый мир получил бесценный опыт познания мира подросткового.
Есть события в жизни, которые остаются с тобой на долгие годы. Такое яркое впечатление оставил в моей душе «Норд-Ост» – мюзикл по книге Вениамина Каверина «Два капитана». Мне и ребятам из 45-й школы посчастливилось посмотреть его в Москве в июле 2002 года. Не забыть глубокого впечатления, восторженных глаз ребят, слов мальчишки, неожиданно громко прозвучавших во время спектакля: «Я в театр никогда не ходил, а теперь приеду в Петрозаводск и пойду в театр».
Тот мальчишка уже вырос давно, а спектакли о тех, кому 12-15 лет, в репертуарах наших театров так и не появились.
Год назад мы увидели «Привокзальную сказку» по литературным, музыкальным сочинениям и рисункам детей с ограниченными возможностями здоровья, созданную режиссером Олегом Липовецким и сыгранную актерами театра Ad Liberum. Этого события, мне кажется, ждали многие в нашем городе. «Как мало у нас спектаклей для семейного просмотра!» – подумала я тогда.
И вот новый проект «Границ.NET» Олега Липовецкого – спектакль по пьесам петрозаводских подростков поставили и сыграли профессиональные режиссеры и актеры. Мне хотелось своими глазами увидеть, своими ушами услышать, как ребята представили в текстах свой жизненный мир, смогут ли оживить его профессиональные актеры. Пьесы ребята писали под руководством известных российских драматургов Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской.
Стремилась на спектакль и по другой причине. Мой маленький дружочек Лерик написала свою пьесу. Хотелось послушать ее текст, посмотреть материал на сцене, увидеть новую ступеньку в ее личностном росте, которую себе даже не представляла.
Увидев Леру в фойе театра, напряженную, с широко раскрытыми глазами, сбивчивой речью, ощутила ее огромное волнение. Рядом с ней стоял еще один юный драматург – такой же бледный и чуть-чуть растерянный. Ребята очень переживали и волновались, как сыграют актеры, как воспримут их пьесы зрители.
Пожелав юным дарованиям удачи, направилась в зал. Такого количества тинейджеров, ведущих себя степенно и культурно в переполненном театральном зале, не видела давно. Подумала: «Как это важно, когда в театр дети приходят по желанию, а не в результате общешкольного организованного культпохода!»
Для многих юных драматургов уже сам выход на сцену для представления публике был своеобразным потрясением, но в зале царила удивительная атмосфера благодаря спокойному уверенному голосу и невероятно доброй энергетике Олега Липовецкого. Он так просто и вместе с тем уважительно провел представление, что молодые авторы заулыбались, а публика прочувствовала важность и торжественность момента.
Как здорово, что на заднем плане сцены был экран, на который проецировались названия пьес, имена и фамилии авторов, их фотографии. Это помогало запомнить автора и название пьесы, но не только.
Когда пьеса удивляла своей глубиной, я переводила взгляд с актеров на фотографию и всматривалась в смешливые детские глаза. Глаза автора как бы говорили мне:
– Удивлена? А то! Думаешь, я не в теме?
– В теме, очень даже в теме, слишком даже в теме, разве так бывает?! – отвечала мысленно я.
Удивляться было чему.
В пьесе «Письма к родителям» Анастасии Гришичевой не ожидала, что главная героиня отвергнет помощь одноклассницы, ранее также пережившей смерть родителей. Ах, какая в пьесе учительница русского языка и литературы! Такая добрая… «Мы тебе сочувствуем, если тебе нужна будет помощь – обращайся. Девочки, сходите, узнайте, почему ее нет в школе» и т.п. А сама? Ничего не делает сама! И тему сочинения на следующий день после трагедии дает «Отцы и дети». Могла бы на недельку свой план изменить, не сыпать соль на рану ребенку. В общем, мягкая как губка, а прислонишься к ней щекой и почувствуешь раздражение от жесткой поверхности ее равнодушного лица. «И это чувствует юный автор?! О, Боже…» – подумала я.
Самый юный драматург Денис Лазарев в пьесе «Характер» поразил выбором темы – социализация в обществе добрых людей. Добрый – значит слабый, слабый – значит вот твое место, мы тебе его определили, а выше или по-другому – не смей! Герой не соглашается на отведенную ему роль, борется, проявляет характер и добивается своей цели.
Смотрела на фотографию автора, в его детские серьезные глаза и понимала: он добрый, этот юный драматург, но не слабый, с сильным характером. Как много сейчас добрых слабохарактерных мальчишек, воспитанных одной мамой, не умеющих противостоять хамству, унижению. Сколько ломается мальчишеских судеб! Мой внутренний голос вывел меня из грусти:
– Эй, ты чего? Это ведь хорошо, что юное дарование имеет крепкий стержень!
– Да, – улыбнулась я. – Это хорошо!
Как долго живет любовь в сердцах людей с разными интересами, я увидела в спектакле «Любовь не в тему» по пьесе Вероники Марциновской. Взрослая сложная тема, немало профессиональных авторов этой теме посвятили свои произведения. Почему-то стало жаль друга детства.
– Интересно, почему бы это? – спросил меня мой внутренний голос.
– А, знаю! Друг детства играл свою роль лучше.
Пьеса «Две сестры» Валерии Мехниной и Елизаветы Новожиловой. Реальная ситуация. Задумалась над тем, почему юные драматурги не привели к счастливому концу?
Пьеса «Не обещать» Иннокентия Холина. Когда тебя не понимают, когда тебя ломают. До сих пор стоит в ушах: «По тебе тюрьма плачет». Ну как сыграть пьесу, которая разыгрывается в каждой десятой квартире в городе? А вот так: ярко, в самурайских движениях. Одни зрители в зале смеялись до слез, другие с удивлением смотрели на смеющихся. Серьезные люди вслушивались в текст, веселые обращали внимание на внешнее оформление. Первые уже не смогут оценить подачу, вторые с восторгом оценили, а содержание проанализируют потом. Будет ли глубоким анализ, зависит от восприятия каждого.
Мой внутренний голос меня спросил:
– Ну и как тебе? Ты к каким людям себя отнесла?
– Я? К третьим, которых было большинство в зале. Я слушала текст, который благодаря самурайским движениям буквально впечатывался в меня каждым словом. Ведь дети написали полные драматизма пьесы, нужна была эта разрядка перед антрактом, очень нужна.
Антракт. После серьезного и длительного просмотра многим захотелось подвигаться, поделиться впечатлениями. Лерика, казалось, оставили все физические силы.
– После антракта моя пьеса, – тихим голосом произнесла она.
Я не нашлась, что сказать.
– Вот возьми конфетку, съешь.
Мы сфотографировались.
Обратила внимание на симпатичную девочку лет семи с большой красивой розой в руке. Она ходила среди многочисленных зрителей, и все обращали на нее внимание, многие почему-то смущались. Почему? Я поняла, когда за спиной услышала шепот:
– Ой, а мы без цветов.
– Смотри, малышка с цветами, а мы с тобой не догадались.
– Да, – подумала я, – в театре воспитывает всё, даже маленький зритель может преподать урок театрального этикета.
Закончился антракт.
«Хулиганская история». Я не знала, о чем написала Лера (Валерия Ошаева). Увиденное взбудоражило. Во-первых, я знаю прототипов героев пьесы. Во- вторых, самой приходилось разбирать конфликты с участием прототипа главной героини. А в-третьих, мне эту историю рассказывали Лера и ее подружки, но впервые со сцены я увидела, как развивался конфликт, что явилось его первопричиной.
Мой внутренний голос спросил:
– И тебе не стыдно?
– Очень стыдно.
Если в других пьесах невозможно было сравнивать героев с их прототипами, то здесь удивлялась внешнему сходству, правдивому изображению характеров героев. Восторгалась актерской игрой. Вот это взаимопонимание между драматургом и актерами!
Дружные аплодисменты в конце наконец-то сняли груз ответственности с автора. Глаза Леры заблестели жемчужными слезинками. Так было со всеми авторами, волнение заканчивалось сразу после дружных аплодисментов после представления их пьесы.
В пьесе «Как всё изменилось в один момент» Александры Грачевой поразилась точному описанию действий медперсонала психиатрической больницы. Врач-психиатр, ее фразы, манера поведения – всё говорило о точном знании. Откуда это у такого еще юного автора?
«Все против двоих», авторы Оляшка-Фольгяшка, Айше-Хюймашах. Нас выбирают, мы выбираем, как это часто не совпадает с представлениями родителей. Малодушие, предательство. И так бывает. Зал молча переживал вместе с девочкой, оставленной другом в отделении полиции.
Последняя пьеса «И днем и ночью» Анастасии и Марии Кирилловых – крик души. Если ты одинок и не справляешься с одиночеством, это может плохо кончиться. Или ты можешь себе помочь, призвав на помощь виртуального друга. Чем лучше играл Кот, тем больнее становилось от мысли, что в жизни много беспомощных людей, которые не имеют друзей.
Подумала о том, что вторая часть эскиз-спектакля «Границ.NET» закончилась так же, как и первая. Обаятельный, мажорный Кот привносил в пьесу веселую ноту, снимая со зрителей, таких же юных, как герой пьесы, частичку боли от понимания трагического одиночества героя.
Подумала о гуманном щадящем подходе профессиональных режиссеров к подаче материала, ведь в зале сидели очень ранимые в подростковом возрасте зрители.
Продолжительные заключительные аплодисменты. Приглашение участников проекта на дружеское чаепитие. Я подошла к Лерику. Выглядела она устало, как и все члены проекта, но глаза светились счастьем, по щекам текли слезинки. Жаль ей расставаться с проектом – это я поняла. Скоро мы с ней встретимся за чашечкой чая, поговорим. Увижу, как изменилась Лера, какие новые грани жизни ей открылись.
Я шла домой по ночному городу и думала, что к моим воспоминаниям о «Норд-осте» прибавилось хорошее впечатление от спектакля «Границ.NET», созданного сводным театральным коллективом, вдохновляющей и организующей силой которого стал руководитель проекта, режиссер Олег Липовецкий.
Смогли ли актеры проникнуть в мир чувств и мыслей конкретного подростка-драматурга? Отвечаю на этот вопрос положительно. Кто- то из актеров больше, кто-то меньше, но смогли!
Радуюсь, что двадцать юных петрозаводчан (двенадцать драматургов и восемь композиторов) соприкоснулись в творчестве с добрым, заботливым, умным миром взрослых. Надеюсь, взрослый мир также получил бесценный опыт познания мира подросткового. Как не хватает такого доброго взрослого мира всем нашим детям!
– Ну, все, – сказал мне внутренний голос, – ты все мне рассказала?
– Да, кажется, все, что хотелось тебе рассказать сразу после спектакля.
– Осталось дело за малым.
– За каким еще малым?
– Размести свои впечатления о спектакле в своем блоге в интернет-журнале «Лицей»
– Думаешь, стоит?
– А почему бы и нет? Впечатления простого зрителя никому не помешают. Размещай!
– Хорошо, – ответила я и подумала, что в данный момент, когда в квартире все спят, мой внутренний голос сыграл роль моего виртуального друга. Ну прямо как в последней пьесе эскиз-спектакля «Границ.NET»!
Фото из группы проекта vk.com/kareliagranicnet и Натальи Мешковой