Главное, Культура, Светлана Артемьева

В тему!

Петрозаводские подростки в лаборатории драматурга Вячеслава ДурненковаСлушала тексты, которые буквально впечатывались в меня каждым словом: ведь дети написали пьесы, полные драматизма. Взрослый мир получил бесценный опыт познания  мира подросткового.

Есть события в жизни, которые остаются  с тобой на долгие годы. Такое яркое впечатление оставил в моей душе  «Норд-Ост»   мюзикл по книге Вениамина Каверина «Два капитана». Мне и ребятам из 45-й школы посчастливилось посмотреть его  в Москве в июле 2002 года. Не забыть  глубокого впечатления,  восторженных глаз  ребят,  слов мальчишки, неожиданно громко прозвучавших во время спектакля: «Я в театр никогда не ходил, а теперь приеду в Петрозаводск и  пойду в театр».

Тот мальчишка уже вырос давно, а спектакли о тех, кому 12-15 лет, в репертуарах наших театров так и не появились.

Год назад  мы увидели «Привокзальную сказку» по литературным, музыкальным сочинениям и рисункам детей с ограниченными возможностями здоровья,  созданную  режиссером Олегом Липовецким и сыгранную  актерами   театра  Ad Liberum. Этого события, мне кажется, ждали многие  в нашем городе.  «Как  мало у нас  спектаклей для семейного просмотра!»  подумала я тогда.

И вот новый проект «Границ.NET» Олега Липовецкого – спектакль по пьесам петрозаводских подростков поставили и сыграли профессиональные режиссеры и актеры. Мне хотелось своими  глазами увидеть, своими ушами услышать, как ребята представили в текстах свой жизненный мир, смогут ли оживить его профессиональные актеры. Пьесы ребята писали под руководством известных российских драматургов Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской.

Стремилась на спектакль и по другой причине.  Мой маленький дружочек Лерик написала свою пьесу. Хотелось послушать ее текст, посмотреть материал на сцене, увидеть новую ступеньку в ее личностном росте, которую  себе даже не представляла.

Увидев Леру в фойе театра, напряженную, с широко раскрытыми глазами, сбивчивой речью, ощутила ее огромное волнение.  Рядом с ней стоял еще один юный драматург – такой же бледный и чуть-чуть растерянный. Ребята  очень переживали и волновались, как сыграют актеры, как  воспримут их пьесы зрители.

Пожелав юным дарованиям удачи, направилась в зал. Такого количества тинейджеров,  ведущих себя степенно и культурно  в переполненном театральном зале, не видела давно. Подумала: «Как это важно, когда в театр дети приходят по желанию, а не в результате общешкольного  организованного культпохода!»

Для многих юных драматургов уже сам выход на сцену для представления публике был своеобразным потрясением, но в зале царила удивительная атмосфера благодаря спокойному уверенному голосу и невероятно доброй энергетике Олега Липовецкого.  Он так просто и вместе с тем уважительно провел представление, что молодые авторы заулыбались, а публика прочувствовала важность и торжественность момента.

 

Как здорово, что на заднем плане  сцены был экран, на который проецировались названия пьес, имена и фамилии авторов, их фотографии. Это помогало запомнить автора и название пьесы, но не только.

Когда пьеса удивляла своей глубиной, я переводила взгляд с актеров на фотографию и всматривалась в смешливые детские глаза. Глаза автора как бы говорили мне:

  Удивлена?  А то! Думаешь,  я не в теме?

  В теме, очень даже в теме, слишком даже в теме, разве так бывает?! – отвечала мысленно я.

Удивляться было чему.

 

В пьесе «Письма к родителям»  Анастасии Гришичевой не ожидала, что главная героиня отвергнет помощь одноклассницы, ранее также пережившей смерть родителей. Ах, какая в пьесе  учительница русского языка и литературы! Такая добрая… «Мы тебе сочувствуем, если  тебе нужна будет помощь – обращайся. Девочки, сходите, узнайте, почему ее нет в школе» и т.п. А сама? Ничего не делает сама! И тему сочинения на следующий день после трагедии дает «Отцы и дети». Могла бы на недельку свой план изменить, не сыпать соль на рану ребенку.  В общем, мягкая  как губка, а прислонишься к ней щекой и почувствуешь раздражение от жесткой поверхности ее равнодушного лица. «И это чувствует юный  автор?! О, Боже…» – подумала я.

 

Самый юный драматург Денис Лазарев в пьесе «Характер» поразил выбором темы – социализация в обществе  добрых людей. Добрый – значит слабый, слабый –  значит вот твое место, мы тебе его определили, а выше или по-другому – не смей! Герой не соглашается на отведенную ему роль, борется, проявляет характер  и добивается своей цели.

Смотрела  на фотографию автора, в его детские серьезные глаза и понимала: он   добрый, этот юный драматург,  но не слабый, с сильным характером. Как много сейчас добрых слабохарактерных мальчишек, воспитанных одной мамой, не умеющих противостоять хамству, унижению. Сколько ломается мальчишеских  судеб!  Мой внутренний голос вывел меня из грусти:

– Эй, ты чего? Это ведь хорошо, что юное дарование имеет крепкий  стержень!

– Да, – улыбнулась я. – Это хорошо!

 

Как долго живет любовь в сердцах людей с разными интересами, я увидела в  спектакле «Любовь не в тему» по пьесе Вероники Марциновской. Взрослая сложная тема, немало профессиональных авторов  этой теме посвятили свои произведения. Почему-то стало жаль друга детства.

– Интересно, почему бы это? – спросил меня мой внутренний голос.

– А, знаю! Друг детства играл свою роль лучше.

 

Пьеса «Две сестры» Валерии Мехниной и Елизаветы Новожиловой. Реальная ситуация. Задумалась над тем, почему юные драматурги не привели к счастливому концу?

 

Пьеса «Не обещать» Иннокентия Холина. Когда тебя не понимают, когда тебя ломают. До сих пор стоит в ушах: «По тебе тюрьма плачет». Ну как сыграть пьесу, которая разыгрывается в каждой десятой квартире в городе? А вот так:  ярко, в самурайских движениях. Одни зрители в зале смеялись  до слез, другие с удивлением смотрели на смеющихся. Серьезные люди вслушивались в текст, веселые обращали внимание на внешнее оформление. Первые уже не смогут оценить подачу, вторые с восторгом оценили, а содержание проанализируют потом. Будет ли глубоким анализ, зависит от восприятия каждого.

Мой внутренний голос меня спросил:

– Ну и как тебе? Ты  к каким людям себя отнесла?

– Я? К третьим,  которых было большинство в зале. Я слушала текст, который благодаря самурайским  движениям буквально впечатывался  в меня каждым словом.  Ведь дети написали полные драматизма пьесы, нужна была эта разрядка перед антрактом, очень нужна.

 

Антракт. После серьезного и длительного просмотра многим захотелось подвигаться, поделиться впечатлениями. Лерика, казалось, оставили все физические силы.

– После антракта моя пьеса,  – тихим голосом произнесла она.

Я не нашлась, что сказать.

– Вот возьми конфетку, съешь.

Мы сфотографировались.

Светлана Артемьева в антракте  с  Валерией Ошаевой и ее братом
Светлана Артемьева в антракте с Валерией Ошаевой и ее братом

Обратила внимание на симпатичную девочку лет семи с большой красивой розой в руке. Она ходила  среди  многочисленных зрителей, и все обращали на нее внимание, многие почему-то смущались. Почему? Я поняла, когда за спиной услышала шепот:

– Ой, а мы  без цветов.

– Смотри, малышка с цветами, а мы с тобой не догадались.

– Да, – подумала я, – в театре воспитывает всё, даже маленький зритель может преподать урок театрального этикета.

Закончился антракт.

 

«Хулиганская история». Я не знала, о чем написала Лера (Валерия  Ошаева). Увиденное  взбудоражило. Во-первых,  я  знаю прототипов  героев пьесы. Во- вторых,  самой приходилось разбирать конфликты с участием прототипа главной героини. А в-третьих, мне эту историю рассказывали Лера и ее подружки, но впервые со сцены я увидела, как развивался конфликт, что явилось его первопричиной.

Мой внутренний голос спросил:

– И тебе не стыдно?

– Очень стыдно.

Если в других пьесах невозможно было сравнивать героев с их прототипами, то здесь удивлялась внешнему сходству, правдивому изображению характеров героев. Восторгалась актерской игрой. Вот это взаимопонимание между  драматургом и актерами!

Дружные аплодисменты в конце наконец-то сняли груз ответственности с автора. Глаза Леры заблестели жемчужными слезинками. Так  было со всеми авторами, волнение заканчивалось сразу после дружных аплодисментов после  представления их пьесы.

 

В пьесе «Как всё изменилось в один момент» Александры Грачевой поразилась точному описанию действий  медперсонала психиатрической больницы. Врач-психиатр, ее фразы, манера поведения – всё говорило о точном знании. Откуда это у такого еще юного автора?

 

«Все против двоих», авторы Оляшка-Фольгяшка, Айше-Хюймашах. Нас выбирают, мы выбираем, как  это часто не совпадает с представлениями родителей.  Малодушие, предательство. И так  бывает. Зал молча переживал вместе с девочкой, оставленной другом в отделении полиции.

 

Последняя пьеса «И днем и ночью» Анастасии и Марии Кирилловых – крик души. Если ты одинок и не справляешься с одиночеством, это может плохо кончиться. Или ты можешь себе помочь, призвав  на помощь виртуального друга. Чем лучше играл Кот, тем больнее становилось от мысли, что в жизни много беспомощных людей, которые не имеют друзей.

Подумала о том, что вторая часть  эскиз-спектакля «Границ.NET» закончилась  так же, как и первая. Обаятельный, мажорный Кот привносил в пьесу веселую ноту,  снимая со зрителей, таких же юных, как герой пьесы, частичку боли от понимания трагического одиночества героя.

Подумала о гуманном щадящем подходе профессиональных режиссеров к подаче материала, ведь в зале сидели очень ранимые в подростковом возрасте  зрители.

 

Продолжительные заключительные аплодисменты. Приглашение участников проекта на дружеское чаепитие. Я подошла к Лерику. Выглядела она устало, как и все члены проекта, но глаза светились счастьем, по щекам текли слезинки. Жаль ей расставаться с проектом – это я поняла. Скоро мы с ней встретимся за чашечкой чая,  поговорим. Увижу, как изменилась  Лера, какие  новые грани жизни ей открылись.

 

Я шла домой по ночному городу и думала, что к моим воспоминаниям о «Норд-осте»  прибавилось хорошее впечатление от спектакля «Границ.NET», созданного сводным театральным коллективом, вдохновляющей и  организующей силой которого  стал руководитель проекта, режиссер Олег Липовецкий.

Смогли ли актеры проникнуть в мир чувств и мыслей конкретного подростка-драматурга? Отвечаю на этот вопрос положительно. Кто- то из актеров больше,  кто-то меньше, но смогли!

Радуюсь, что двадцать юных петрозаводчан (двенадцать драматургов и восемь композиторов) соприкоснулись в творчестве с добрым, заботливым, умным миром взрослых. Надеюсь, взрослый мир также получил бесценный опыт познания  мира подросткового.  Как не хватает такого  доброго взрослого мира всем  нашим детям!

– Ну,  все, – сказал мне внутренний голос, – ты    все мне рассказала?

– Да, кажется, все, что хотелось тебе рассказать сразу после спектакля.

– Осталось дело за малым.

– За каким еще малым?

– Размести свои впечатления о спектакле в своем блоге в интернет-журнале «Лицей»

– Думаешь, стоит?

–  А почему бы и нет? Впечатления простого зрителя никому не помешают. Размещай!

–  Хорошо,  – ответила я и подумала, что в данный момент, когда в квартире все спят,  мой внутренний голос сыграл роль моего виртуального друга. Ну прямо как в последней пьесе эскиз-спектакля «Границ.NET»!

 

Фото из группы проекта vk.com/kareliagranicnet и Натальи Мешковой