Эльвира Федоровна, подобно многим другим смотрителям, пришла в музей, выйдя на пенсию, чтобы не оставаться одной в четырех стенах и чтобы подзаработать копеечку.
Эльвира Федоровна Сергеева из семьи потомственных педагогов. По ней сразу скажешь, что она в прошлом учительница: интеллигентная, очень скромная, милая и приветливая в общении. Ее мама и дед были учителями и, когда перед ней встала проблема, кем быть, она выбрала медицину, психологию.
После вуза большую часть жизни работала в медицинском училище. Всю себя отдавала работе, своим ученикам, которых множество. На создание собственной семьи времени не хватило.
– Помню, как мама, выйдя на пенсию, начала работать смотрителем в музее Кижи, – вспоминает Эльвира Федоровна и признается: – Мама была так увлечена, что уже тогда мне запала в голову эта сокровенная мысль последовать ее примеру, когда придет время.
Эльвира Федоровна, подобно многим другим смотрителям, пришла в музей, выйдя на пенсию, чтобы не оставаться одной в четырех стенах и чтобы подзаработать копеечку. Когда живешь один, надеяться не на кого.
Интересно, что вакансии смотрителя музея в крупных городах и по сей день предлагаются на сайтах работодателей. Их зарплата по Москве 8-10 тысяч рублей. У нас в Петрозаводске 3-4 тысячи. Но, как говорится, дело не в деньгах. Когда мы приходим в музей, нас встречают музейные смотрители, а мы часто не обращаем на них внимания, хотя они пристально наблюдают за нами – так полагается по должностной инструкции. Именно смотрители отвечают за порядок в залах, за то, как посетители соблюдают правила поведения в музее.
Говорят, что в России служители музеев появились во времена Екатерины II. Тогда в их обязанности входили учет, хранение и реставрация произведений искусства, причем должность эту могли получить только обученные специально мужчины. Теперь же все наши смотрители – женщины, как правило, пожилые. К сожалению, несмотря на некоторое повышение зарплаты работникам культуры, финансирование происходит по остаточному принципу. Соответственно зарплаты культурных работников мизерны, а у смотрителей и того меньше. Вот и идут сюда работать люди, для которых зарплата является крошечной добавкой к небольшой пенсии. Молодым на такую зарплату не прожить.
Эльвира Федоровна в Музее изобразительных искусств Карелии работает уже десять лет и ни минуты об этом не пожалела.
– Мне нравится, что здесь всегда происходит что-то интересное, – рассказывает она и улыбается пришедшим на мастер-класс малышам.
Сейчас она помогает в проведении мастер-классов для детей и взрослых, но долгое время работала исключительно смотрителем. Ей как психологу, интересно наблюдать за людьми: все по-разному воспринимают искусство. Одни бегом пробегают по залам, другие смотрят вдумчиво, медленно переходя от картины к картине.
– Меня всегда поражает, как по-особенному реагируют на картины дети! – восклицает смотрительница. – Их высказывания всегда точны и оригинальны.
Ей часто неловко делать замечания, ведь люди реагируют по-разному, но такая работа. С людьми сложнее, чем с картинами, – это точно. За годы работы в музее у Эльвиры Федоровны выработались свои пристрастия, если можно так сказать. Она не любит темных красок, живопись ей ближе яркая, позитивная, как, например, у нашей карельской художницы Аллы Власенко.
– Картины, подобные таким, как у нее, заряжают энергией, – считает Эльвира Федоровна. Она живет среди искусства, которое дает ей энергию жить.
Каждый раз с нетерпением ждет новую выставку. Долго в нее всматривается, вдумывается и со временем знает почти досконально. Вот недавно в музее была прекрасная выставка фарфора. Столько эмоций, новых знаний, информации, впечатлений! Эльвира Федоровна всегда приглашает на вернисаж подругу, любительницу всего изящного: «Я без музея себя не представляю…».
Фото автора