Культура

Айлен Притчин: «Люди должны слушать современную музыку»

pritchinВечер камерной музыки прошёл на XXVI Международном фестивале камерного искусства «Осенняя лира». В Большом зале Карельской  филармонии выступили лауреаты международных конкурсов скрипач Айлен Притчин и пианист Андрей Ярошинский.

Прозвучали сочинения Ф. Шуберта, Н. Паганини, К. Сен-Санса, П. Сарасате и популярная Фантазия на темы из оперы Бизе «Кармен» Ф.Ваксмана. В свои концерты Айлен Притчин, один из самых известных музыкантов нового поколения,  всегда включает произведения современных композиторов. В этом концерте это были пьесы Пьера Булеза и Ришара Дюбюньона.

Айлен Притчин дал небольшое интервью Евгении Легкой.

 

Айлен Притчин о старинной скрипке

«Моей скрипке уже более 200 лет, она была сделана мастером Гальяно в 1765 году в Неаполе. Эта скрипка предоставлена Государственной коллекцией уникальных музыкальных инструментов. До этого я играл на другой старинной скрипке мастера Карло Бергонци (1719 год). Каждый инструмент обладает индивидуальным звуком, душой и, когда мне предложили играть на этой скрипке, я сразу согласился, почувствовал, что она мне подходит.

Скрипка – живой организм. Когда, например, я играю современную музыку, как сегодня вечером, чувствую, как инструмент вступает в диалог с произведениями».

 

…о современной музыке

«Мы привыкли, что на концертах слушаем музыку, написанную 100, 200 и 300 лет назад. Появляются барочные ансамбли, они раскапывают доренессансную музыку, которой почти 500 лет. Но этот феномен появился только в XX веке, в XIX веке никто не слушал музыку, написанную 200 лет назад, все слушали новинки – Шумана, Брамса, Вагнера, обсуждали, скандалили…

Я стараюсь играть не только те произведения, которые все знают и любят, существует много музыки, которая должна звучать. Мы же не едим постоянно торты и пирожные, нужно кушать и овощи, ведь это полезно. Так и с музыкой, люди должны слушать современные сочинения, неправильно, если следующее поколение будет считать современной музыкой Шостаковича, когда пройдёт 150 лет.

Булез тоже своём роде классик среди авангардной музыки. Он был одним из лидеров новой эры композиторов, он экспериментировал со структурой, новыми методами композиции. Может быть, Булеза далеко не каждый поймёт, но существует масса современных композиторов, которые пишут замечательную музыку: Арво Пярт, Владимир Мартынов, Стивен Райх. Они пишут музыку, которую исполняют во всём мире, она актуальна, популярна».

 

…о том, как слушать музыку

«Прослушивание музыки – это интеллектуальная работа. Можно слушать и получать удовольствие, расслабиться, отдыхать, плыть по течению, но это не самый правильный вариант. Слушатели, которые пытаются по-настоящему понять музыку, знают, какой это тяжелый интеллектуальный труд».

 

Гастроли молодых музыкантов состоялись при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Звезды XXI века».

pritchin2

 

Айлен Притчин и Андрей Ярошинский на сцене Большого зала Карельской филармонии
Айлен Притчин и Андрей Ярошинский на сцене Большого зала Карельской филармонии
Айлен Притчин и профессор Петрозаводской консерватории Климентий Векслер
Айлен Притчин и профессор Петрозаводской консерватории Климентий Векслер

Источник: Карельская государственная филармония

Фото Евгении Легкой

  • Странное интервью.

    Вообще-то, премьера 7-й симфонии Шостаковича была в
    блокадном Ленинграде. И люди, много людей, пришли на концерт, слушали своего современника.
    Слушают и сейчас.

    Странно, что скрипач из современных композиторов выбрал (кроме Булеза)
    имена самых известных минималистов. Но… должен же он понимать, что минимализм –
    это не более, чем вкусная конфетка. Спектр современной музыки весьма
    разнообразен, зачем же так ограничивать-то себя…?