Мария открыла телефонную книгу, и тут вмешалась сама судьба… Герой новой публикации в цикле «Культурный работник» — Мария Ермолина, главный специалист отдела комплектования Национального архива РК.
«Единственная моя девочка…» В руках у меня старое письмо, написанное жене в 30-е годы прошлого века Владимиром Петипа, внуком того самого известного балетмейстера. Оказывается, Владимир упокоился в Петрозаводске и похоронен на Крестовоздвиженском кладбище. Об этом мне поведала Мария Ермолина, главный специалист отдела комплектования Национального архива РК. И не только об этом.
Мария заинтриговала меня с первых минут. В архиве она работает уже двадцать лет и большую часть из этих двух десятилетий занимается личными архивами. Окончив факультет иностранных языков, отработала по распределению и вернулась в родной Петрозаводск. Куда пойти? Попасть в школу было сложно, почти невозможно. Мария открыла телефонную книгу, и тут вмешалась сама судьба. Первым учреждением, попавшим в ее поле зрения, оказался архив. Здесь нужен был специалист, и Мария навсегда оказалась в плену архивной жизни.
Так уж получилось, что Мария Ермолина прямо на работе дружит с самыми известными и выдающимися людьми нашей республики. Это музыканты и писатели, художники и поэты, артисты.
– Вряд ли у меня была бы такая возможность в жизни, если бы не моя работа! — говорит она, бережно положив перед собой очередную папку. В ее функции входят прием, обработка, научное описание поступивших документов. Таких личных архивов в фонде уже около ста. Спрашиваю, есть ли среди них уникальные.
– Они все уникальные, так же, как уникален каждый человек! Но они, конечно, отличаются друг от друга и по объему, и по составу документов. Самый большой из них – личный архив известного поэта и общественного деятеля, депутата нескольких созывов Яакко Васильевича Ругоева, включающий 1843 дела. Если сложить все дела вместе, архив займет всю эту комнату, – Мария оглядывает глазами свой кабинет, где пара столов, пара шкафов и компьютер. Впечатляет!
Для Марии работа с каждым новым архивом – это как знакомство с новым человеком. Документы могут быть не только о деятельности той или иной личности, но и его личная переписка, дневниковые записи, статьи из газет, фотографии. Вот оригинальные акварели художника и поэта Николая Брюханова. Мы листаем альбом за альбомом из личного архива народного артиста Константина Пилипенко, столь любимого многими петрозаводчанами. Здесь немало фотографий, где артист запечатлен в разных спектаклях. А вот он в роли детектива Мегрэ, героя Жоржа Сименона, а рядом международная телеграмма с поздравлениями от самого писателя: именно Пилипенко впервые сыграл на театральной сцене роль Мегрэ.
Случаются и почти детективные истории. Несколько лет назад, одна молодая семья купила квартиру в Петрозаводске, стали делать ремонт и, когда вскрыли полы, под ними обнаружили архив одного известного в российском масштабе человека, в котором были фотографии и личная переписка времен 20-30-х годов.
– Но иногда люди выбрасывают уникальные документы прямо на помойку, – печалится архивист.
В моих руках толстенная папка известного режиссера, основателя театра «Творческая мастерская» Ивана Петровича Петрова. Он успел сдать часть своего личного архива незадолго до смерти.
Чтобы все привести в порядок, уйдет немало времени. Сначала архив будет рассмотрен целиком, чтобы оценить его состав, составлена опись. Каждый листок, каждая фотография, будут описаны, зафиксированы, отмечены. Потом личный архив пройдет экспертизу специалистов. Это целый комплекс работ, в котором есть место для каждой мелочи. В принципе любой человек может сдать свой или архив своих близких, но лишь комиссия экспертов определит, принимать его или отклонить. У архива не так много площадей, чтобы хранить всё подряд.
Честно сказать, глядя на папки документов, поняла, что как бы ни интересны мне были судьбы людей, работать в архиве я никогда бы не смогла. Это такая дотошная, кропотливая работа, требующая внимания к деталям, точности… Вряд ли нетерпеливый человек может прижиться в архиве. Моя собеседница по характеру интроверт, скромная, обаятельная. Она и в свободное от работы время не очень-то любит шумную толпу, празднику на стадионе всегда предпочтет дачную тишину или поход за грибами.
Что любит читать главный специалист Национального архива Карелии? Оказывается, и тут работа диктует. Изучая, например, архив Ругоева, Мария читала всё, что было им написано. Когда пришел в руки личный архив известного профессора ПетрГУ, фольклориста Ирины Лупановой, судьба которой ее поразила, перечитала потрясающую книгу Лупановой, в которой нашла много интересного по истории и жизни нашего города. И так каждый раз, она живет жизнью своих «подопечных».
– Иногда так увлекусь, забываю о времени, – улыбается Мария Ермолина. – Если бы и гаубицы начали стрелять во дворе, не услышала бы…
Фото автора