Главное, Культура

Финно-угорская сказка о кабинетном рояле

volsch_plat2О премьерном спектакле «Волшебный платочек» в Театре кукол РК

Автор пьесы, режиссер Евгений Ибрагимов

Художник-постановщик Николай Якимов

Художник по свету Олег Голланд

Балетмейстер Олег Щукарев

 

Театр кукол удивил и поразил зрителей в очередной раз. Первый раз спектаклем «По Шекспиру».

Как вам понравится начало такой вот финно-угорской сказки: «Жили-были мельник и мельничиха. Мельник подарил своей жене кабинетный рояль, а жена подарила ему ручные каменные жернова. И была у них собачка Дездемона».

Не хочу придираться к содержанию пьесы, но, мне кажется,  что если от карельских мотивов остались немногочисленные детали — Кижи, памятник Петру, калитки, йоухикко, музыкально-хореографические мотивы, то в программке не надо писать о якобы финно-угорских мотивах. Это просто может сбить юного зрителя с толку. Перед нами добротная кукольная авторская пьеса. И этого нечего стесняться.

Автор спектакля Евгений Ибрагимов, четырежды лауреат «Золотой маски», в настоящее время постоянно работает в пражском «Театре под счастливой звездой» и является одним из ведущих режиссеров мира.

Честно говоря, я соскучился по настоящему кукольному театру, потому что в большинстве современных кукольных спектаклей я вижу живых актеров с чуть ли не плюшевыми мишками в руках. Эти живые актеры начинают разыгрывать кукольные страсти. А куклы оказываются  им не нужны.

Здесь же артисты живьем появляются лишь в танцевальном прологе и эпилоге плюс ведущий (Владислав Тимонин). А в течение всего спектакля зритель наслаждается волшебством современного кукольного театра, использующего почти максимальный арсенал выразительных средств — актерски-психологических и технических.

Спектакль на редкость ансамблевый (куклы, голос, музыка, свет, темпоритм), и весь подчинен странноватому для кукольного театра элегическому, завораживающему, чуть печальному неторопливому ритму. Мне почему-то вспомнился Г.-Х. Андерсен. Наверное, потому, что все сказки у него окрашены светлой печалью.

Хочется отметить идеальное использование в этом спектакле принципа «черный кабинет»: совсем не видно не только актеров, но и их рук с приводными приспособлениями. А ведь временами с одной куклой работают несколько актеров, в то время как говорит за нее другой актер, находящийся за кулисами.

Всегда нравится, как работает актриса Любовь Бирюкова. Здесь она создает необычный по своему решению образ мельничихи, возжелавшей стать звездой. Многообразие оттенков голоса бездарной певицы, причем с какой-то странной грустинкой, и не менее странный романс в ее исполнении приносят актрисе настоящий успех.

Трудно писать о других героях. Особенно понравилась Дездемонка, за которую говорила Марина Збуржинская. Но кто двигал куклой? Наверняка не один актер.

Спектакль, на мой взгляд, стал украшением репертуара Театра кукол. Очень повезет тем родителям, которые его увидят, придя со своими детьми. Насчет детей. Спектакль идет под знаком 8+. Мне кажется, следует увеличить возраст до 10+, а то и до 12+. В спектакле много аллюзий, которые просто недоступны восьмилеткам.

Кстати, на премьере было меньше половины зала. Работники театра заставляли сдавать в кассу билеты тех родителей, которые пришли с детьми младше 8 лет. Я считаю это правильным.

P.S. Поздравляем с дебютом молодую актрису Анну Олькову, которая трогательно сыграла Анники. Успехов вам, Анна!

 

Фото Юлии Утышевой

  • ляля

    Кто же все-таки двигал куклой? Вот в чем вопрос!:)

  • Анна Гриневич

    В нашем варианте собачку звали Офелией)))