В Музее изобразительных искусств Карелии открылась республиканская художественная выставка «Онежская палитра».
Один зритель, войдя в первый зал, ахнул: «Куда это мы попали?». Так удивила его яркая по цветовой гамме экспозиция этого зала. Здесь представлены работы Юрия Высоковских, Марины Климовой, Петра Моисеева, Валерия Белякова, Вячеслава Агапитова. Нынешняя выставка – итог работы Творческого союза художников. И надо сказать, что бы ни говорили маститые художники, а каждая выставка Творческого союза радует своим разнообразием, удивляет новыми именами, поисками.
– Пусть не всегда это сделано так уж мастерски, – считает дизайнер Татьяна Ваян, автор стильного декора из металла и кожи, – но зато члены этого союза не боятся пробовать или упасть в чьих-то глазах, они искренни, и в этом их сила!
Именно в рамках творческого союза стала показывать свои работы живописец Жанна Свиридникова. Наконец-то мы снова видим портрет, выполненный в классической манере. Кстати, многие из зрителей, мною опрошенных, говорили, что им запомнился именно этот удивительный портрет молодой девушки в романтическом платье. В уходящем году он был представлен от Карелии на зональную выставку в Сыктывкаре.
В следующем зале, где экспонируются декоративные вещи, с удовольствием рассматривала триптих Дмитрия Учуваткина «Калевальские напевы» и его же небольшой душевный «Тройной портрет», который, увидев месяца три назад, безоговорочно полюбила.
Довольно несуразным и громоздким в экспозиции показался подиум, сооруженный для декоративных изделий из дерева. К сожалению, и последний зал в чисто экспозиционном плане оказался малоудачным. Непонятно, почему так получилось: ведь там представлены работы двух мэтров из основного союза Георгия Иванова и Натальи Кошелевой, из более молодых авторов – замечательные акварели Ксении Трофимовой, которая, на мой взгляд, легко и поэтично, как никто другой, умеет передать предзимнее ноябрьское настроение. В целом ансамбля не случилось, на мой взгляд.
Из произведений молодых художников, что придают выставке особое дыхание, нельзя не отметить прозрачные акварели полюбившейся Юлии Коросовой, куклы-инфанты Яны Малиновской, акварельные листы Екатерины Мелкуевой, уютные и теплые сюжеты Юрия Вариводы и несколько простых, но трогающих душу пастелей и живописный портрет юной девушки с гитарой художника Ольги Ерохиной, ученицы Павла Полякова.
Мэтр карельской живописи народный художник России Борис Поморцев лично поздравил с участием в выставке молоденькую Софью Тервинскую, внучку карельского графика Владимира Тервинского. Она, как и ее товарищи по цеху Игорь Котуков, Женя Лебедева, Майя Савчук, уже второй год занимается в графической мастерской Аркадия Морозова, деятельность которой невозможно переоценить.
– Никакая выставка не может быть исключительно ровной, – рассуждает член выставкома, участник выставки Георгий Иванов, – эта в том числе. Мне понравилось с десяток работ. Отбирая произведения, мы смотрели, художественная это вещь или нет. Здесь представлено много молодых авторов. Мне нравится их смелость, но смелость без школы всегда ужасна. Некоторым пришлось отказывать, потому что не все пятна и композиции, выполненные в духе contemporary art, уже искусство. Но мы были не столь уж строги в отборе.
Георгий Иванов отметил также, что в залах музея с некоторых пор работает новая система освещения картин, что чрезвычайно важно при осмотре экспозиции.
Республиканская выставка неотделима от проблемы сосуществования двух союзов – Карельского регионального отделения Союза художников России и Творческого союза художников России, существующего с 2002 года. Уже третий год пишу об одном и том же: о разобщенности союзов и о том, что республиканская выставка, по мнению музейщиков, вроде бы и изжила себя. В былые времена это была одна общая площадка для всех художников: и членов союза, и свободных от его уз, все ее очень ждали, как ждали и итогового обсуждения. Теперь каждый союз желает иметь свою собственную республиканского характера экспозицию в музее. Молодежь тоже претендует на участие в общей выставке, что резонно: где же молодым показать себя, где им почувствовать, насколько они развиваются или не двигаются вовсе? Тем более что тот, кто остался за бортом, так никогда и не услышит, почему его работы не взяли: обсуждений после выставки уже давным-давно нет.
Любопытно, что в «старом» союзе в основном маститые и признанные художники, попавшие туда еще в советское время. Приток молодых незначителен. Менеджер по связям с общественностью Карельского регионального отделения Союза художников России Наталья Игракова рассказывает:
– За последние несколько лет из молодых были приняты Илья Растатурин, Михаил Бурин, Роман Леонтьев, Анна Грязнова и Наталья Егорова. В следующем году готовятся подавать документы на вступление Елена Новикова из Олонца, Юлия Коросова и Жанна Свиридникова из Петрозаводска.
В «новом», то есть Творческом союзе оказались те, кто не смог по каким-либо причинам стать членом первого союза, и молодняк, который еще не готов и не попробовал себя по-настоящему в деле. Никто, конечно, не говорит об этом вслух, но де-факто старый союз считает себя более профессиональным, хотя, как видим, некоторые из нового успешно пополняют старый. Вот и получается, что слабое звено — не самое слабое. При этом союзы, хоть тот, хоть другой, практически ничего не дают художникам, кроме статуса и возможности участвовать в выставках. Это не то, что было раньше: и творческие дома художников, и поездки, и выставки.
И все-таки республиканская выставка нужна. Не знаю, в каком виде, – будет ли она тематической, отдельной для каждого союза или общей, но она должна быть. Достаточно было посмотреть, сколько пришло художников и зрителей, чтобы прийти к такому выводу.
Фото автора