Так его часто называют сегодня. Не совсем точно, ибо у Василия Ивановича Кононова было не одно дитя – карельская хореография, но еще и другие.
В этом году исполняется 110 лет со дня его рождения, отметить эту дату решили на его родине – в Шелтозерье (Кононов родился в вепсской деревне Другая Река), за круглым столом с длинным и научным названием «Василий Иванович Кононов – основатель национальной профессиональной хореографии Карелии». К счастью, этот круглый стол не стал классическим протокольным мероприятием – с традиционными докладом, обсуждением, выступлениями… Впрочем, выступления были. И какие! Достаточно назвать Вепсский народный хор, фольклорно-этнографический ансамбль Karjala, фольклорный театр «Карельская горница».
В отличие от многих талантливых людей Василий Иванович Кононов и при жизни не был обделен вниманием власти, государственными наградами, любовью зрителей. Сейчас он и его творчество не забыты, может быть, несколько отошли в тень. Что делать – другие времена, приоритеты, пристрастия… Но в истории культуры Карелии он остался навсегда. Более того, его хореографические композиции были включены в антологию «Танцы народов СССР».
Можно сказать, что во всем Василий Иванович Кононов был человеком своего времени, оно прошло через всю его жизнь, опередило биографию. Судите сами. Простого рабочего парня из глухой вепсской деревни, участника художественной самодеятельности на строительстве Кондопожского ЦБК в 1929 году отправляют учиться… в Москву. В Центральный техникум театрального искусства, на руководителя и постановщика танцев. Этномузыковед Ирина Семакова, выступившая в Шелтозеро с презентацией о творчестве Кононова, разыскала не только неизвестные семейные фотографии, но и перечень дисциплин, которые осваивал будущий хореограф. Он впечатляет, вот только некоторые из них: анатомия человека и психология, иностранные языки, история театра, новейшие (по тому времени) театральные течения, история костюма, литература, культура речи, обязательно фортепиано и еще многое другое. Если отбросить обязательную уже в то время «идеологическую муру», можно сказать, что учащиеся получали великолепное художественное образования. Может быть, поэтому техникум жив и сегодня, правда, под другим названием, хорошо известным, – ГИТИС,
Но что еще важно. Приехавшие из русской глубинки ребята, получив образование, возвращались на родину. Прежде чем основатель профессионального ансамбля «Кантеле» Виктор Гудков пригласил Кононова на работу, Василий Иванович успел потрудиться в домах культуры в Пудожском районе, в родном Шелтозерье. И несмотря на то что по профессии он был хореограф, Кононов оставил о себе на родине не только добрую память, но и Вепсский народный хор, создателем которого он и является.
Нынешний руководитель коллектива Людмила Мелентьева вспоминала, что ей посчастливилось общаться с Кононовым, и он никогда не отказывал в помощи. Открыл же круглый стол именно Вепсский хор одним из своих самых известный номеров – «Вепсской бесёдой», которая появилась в репертуаре коллектива в какой-то степени благодаря Кононову: он подсказал форму, которая объединила вепсские песни в их подлинных распевах, танцы, элементы национальных обрядов. Для того времени это было необычно, вспоминает Людмила Львовна, участницы хора появлялись на сцене с прялками, мотками шерсти, пяльцами, рассаживалась на лавкам, заводили разговоры, пели песни, время от времени, отложив рукоделии, танцевали, привораживали ухажеров… Традиционно в то время любой хор, академический или народный, выходил на сцену, перед ним вставал дирижер и начинался концертный номер.
Борис Шустов, руководитель фольклорного театра «Карельская горница», преподаватель Карельского колледжа культуры и искусства, работавший в ансамбле «Кантеле», когда хореографом там был Кононов, вспоминал, что Василий Иванович не просто ставил танцы, но превращал их в хореографические миниатюры, маленькие спектакли. Сам участвовал в них, выходя на сцену в образе деревенского растяпы-увальня, который однако был себе на уме. Их дуэт с постоянной партнершей Эльзой Баландис вызывал настоящий восторг у зрителей.
Впрочем, Кононов не выдумывал танцы, как отмечали все, кто в той или иной степени сталкивался в своей работе с творчеством известного карельского хореографа. Он отыскивал их на деревенских праздниках, вечеринках, гуляниях, шлифовал и выпускал на сцену. А брать в то время еще было откуда, и, казалось, источник этот неиссякаем. «Танец с ложками», «Шестерка в тройках», «Как ткут сукно», различные кадрили – Пудожская, Вепсская, Северная, Поморская… Они сохранились сегодня только в сценических вариантах. А танцы Кононов привозил из каждой своей поездки по Карелии, а тем более если где-то работал.
За 28 лет работы в «Кантеле» Кононов поставил более 50 танцев, воспитал плеяду блестящих исполнителей. Причем, хватало его еще на многое другое: он помогал балетмейстеру Петрозаводского музыкального театра И. Смирнову в постановке первого национального балета «Сампо», работал со многими самодеятельными коллективами, консультировал или помогал их руководителям.
Интересно, что тот материал, с которым и работал Василий Иванович Кононов, показал другой коллектив – фольклорно-этнографический ансамбль Karjala, и в этот показ уже со второго танца включилось две трети участников круглого стола, который сразу превратился в настоящий народный праздник. Лучшего даже придумать нельзя!
Мне бы хотелось рассказать еще одну историю, которую мне поведал много лет назад Р.П. Лонин, другой знаменитый вепс, создатель музея, который сегодня носит его имя. Начав еще во время учебы в Петрозаводске собирать вепсский фольклор, он, было, засомневался в нужности своего увлечения. Тем более что сверстники подсмеивались над ним. Узнав петрозаводский адрес Кононова, а родился Лонин в соседней с Другой Рекой деревне – Каскесручей, молодой тогда парень собрал свои школьные тетрадки с записями, которые уже собирался выбросить, и отправился в гости за советом, надеясь, что Василий Иванович поможет, развеет его сомнения. Тот встретил земляка приветливо, долго они сидели за чаем, но вот на вопросы Лонина Кононов ответил своими: «А тебе-то самому это нужно? Ты этого хочешь?». «Я, – вспоминал потом Рюрик Петрович, – чуть со стула не подскочил: да как же не хочу?!» «Тогда, — говорит, — чего спрашиваешь?»
Действительно, звезды зажигаются только тогда, когда это кому-то нужно…
Так что, в какой-то степени Кононов имеет отношение и к созданию Вепсского национального музея, сегодня там хранится коллекция документов, фотографий, предметов из личного архива Кононова. Что еще интересно: на фасаде музея висит не только вывеска, что музей носит имя Р.П. Лонина, но и мемориальная доска в память о том, что в этом доме жил… В.И. Кононов, в те годы, когда работал в Шелтозеро.
Если подумать, жизнь и судьба этих двух замечательных людей, самых знаменитых сегодня вепсов, очень похожи. До последних месяцев, уже тяжело больной, Василий Иванович продолжал работать, а Рюрик Петрович приходил в свой музей и был готов помогать его сотрудникам чем угодно, лишь бы быть полезным, подышать воздухом музея, прикоснуться или просто постоять возле экспонатов, которые сам когда-то принес сюда.
Мне остается только перечислить организаторов такого необычного и увлекательного круглого стола: Центр национальных культур и народного творчества РК, Шелтозерский филиал Национального музея РК, Шелтозерская средняя школа, Карельский колледж культуры и искусств, Центр культуры «Премьер».
Фото автора. Архивное фото с сайта ансамбля «Кантеле»