Главное, Культура

Русский богатырь карельской сцены

Александр Лисицын в спектакле "Гранатовый браслет"Сегодня шестидесятилетие отмечает один из основателей Театра драмы РК «Творческая мастерская», ведущий актер театральной сцены Карелии заслуженный артист Карелии Александр Лисицын.

Александр Николаевич Лисицын – замечательный мастер, профессионал, обладающий уникальной актерской индивидуальностью. Природа щедро наделила актера богатырской фактурой: огромный рост, косая сажень в плечах, густой голос, скульптурные черты лица. Если прибавить к этому мощный темперамент, актерскую глубину и редкую внутреннюю пластичность, то становится ясно: актер  Александр Лисицын  – настоящий герой из народа, русский народный герой. Именно этим – умением создать обобщенный национальный характер – и отмечены лучшие художественные образы, воплощенные  Лисицыным на театральной сцене.

Вся творческая жизнь Александра Николаевича Лисицына связана с Карелией. В 1981 году, сразу после окончания актерского факультета прославленного московского Высшего театрального училища им. Б.В.Щукина, Александр Лисицын приехал в Петрозаводск. Сначала было семь лет работы в Русском драматическом театре.    Начиная с 1986 года Лисицын занят в спектаклях зарождающегося нового коллектива — будущей «Творческой мастерской». Первой работой была главная роль в «Печальном детективе» по В. Астафьеву. Лисицын блистательно сыграл рядового милиционера Леонида Сошнина из заштатного российского городка. Успех спектакля однозначно был заслугой актера. Он совершенно поразил всех серьезностью — в самую суть — подхода к созданию образа, продемонстрировав и мощный темперамент,  и истинный драматизм, сумев создать живой и узнаваемый российский типаж.

Александр Лисицын
Александр Лисицын

За 30 лет работы в «Творческой мастерской» Александр Лисицын сыграл около четырех десятков ролей. Здесь он встречался с разными режиссерами, приверженцами как психологической школы, так и школы представления.

Много и плодотворно Александр Лисицын работал c народным артистом России и Литвы, главным режиссером «Творческой мастерской» с 1988-го по 2006 год Иваном Петровичем Петровым. Александру Лисицыну был близок психологический, достоверный театр признанного мастера карельской сцены, когда в создании образа идешь вглубь, ищешь нюансы, скрытые мотивы поведения персонажа. Их совместные работы — это всегда рождение образа объемного, запоминающегося. Вспомним хотя бы неожиданно моложавого, страстного доктора Чебутыкина из чеховских «Трех сестер», мятущегося Федора Громова из «Вдовьего парохода» с  его искореженной судьбой и добрым сердцем, полковника Фетисова из спектакля «Полковник Птица» по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева, человека сугубо военного, в котором режиссер и актер обнаруживают нежные человеческие интонации, тонкие движения души, избегая однозначности в трактовке персонажа, или же неожиданного, яркого и запоминающегося Муромова из «Без вины виноватых» А.Н. Островского.

В русле поисков психологического театра можно рассматривать и опыт совместных работ Александра Лисицына с народной артисткой России и Карелии Людмилой Филипповной Живых, в режиссуре которой на сцене «ТМ» шли спектакли с участием актера «Царствие земное» Т. Уильямса и «Замок в Швеции» Ф. Саган. В этой же стилистике Александр Лисицын создал целый ряд ролей в спектаклях Еленой Бычковой.

Однако в творчестве  Александра Лисицына, актера огромного диапазона, существует целый ряд ярких, игровых, праздничных комедийных ролей – прежде всего, в спектаклях бывшего однокурсника Лисицына, вахтанговца Андрея Тупикова. В них актер оказывается неожиданно легким, с радостью идет на театральную игру, дерзкое перевоплощение, импровизацию. Помнится, зритель далеко не сразу узнавал мощную фигуру  Лисицына в жалком, зализанном, обношенном отставном морячке Жевакине из гоголевской «Женитьбы». Сколько в этой роли было творческого озорства, придумок!.. А чего стоил лже-Отелло Лисицына из французской комедии «Пижама для шестерых»!.. Весь спектакль был лихо построен Андреем Тупиковым по законам комедии положений, когда спираль интриги закручивается все туже, и  последний, ударный игровой ход был отдан  в руки Александра Лисицына. Актер появлялся в финальной части спектакля в уморительно смешной маске регги- репера — Отелло, что рождало в зрительном зале настоящий смеховой взрыв. Этот нелепый огромный черный ревнивец, двигающийся в ритмах хип-хопа, до сих пор с удовольствием вспоминается  на уровне хорошего, тонкого анекдота, рассказанного с искусством и к месту. Долгие годы жил на сцене «Творческой мастерской» спектакль Андрея Тупикова по повести Аркадия Аверченко «Странные игры для взрослых детей», где Александр Лисицын ярко играл роль одного из трех «русских мушкетеров» рубежа ХIХ — ХХ веков. Был еще и проныра-управдом Аллилуя из «Зойкиной квартиры» Михаила Булгакова, и Царь из лубочного сказа «Дураково поле», и многие другие роли.

2007 год подарил нам, зрителям, еще одну фарсовую роль в исполнении Лисицына — роль купца Ахова в спектакле «Не всё коту масленица» по пьесе А.Н. Островского  в постановке петербургского режиссера Владимира Михельсона. Ахов Лисицына, сыгранный актером крупно, с размахом, с иронией, получился хозяином российской жизни на все времена.

Сотрудничество с московским режиссером Сергеем Стеблюком обогатило всех любителей театрального искусства Карелии ролью Генерала Аносова в исполнении Александра Лисицына в пронзительном, кружевном спектакле «Гранатовый браслет» (пьеса Н. Климонтовича по прозе А.И. Куприна). Это потрясающая работа зрелого мастера, полная тончайших психологических нюансов, нежной лирики, которая вдруг прорывается в этом седеющем воине, проведшем свою жизнь в походах и сражениях. Роль Аносова – это своеобразная сценическая новелла внутри единой полифонии спектакля. Недаром великолепный актерский мастер-класс Александра Лисицына в «Гранатовом браслете» отмечен не только петрозаводчанами: Александр Лисицын стал лауреатом Международного театрального фестиваля «Подмосковные вечера» (г. Мытищи) в номинации «Лучшая роль второго плана» (ноябрь 2012 года).

Провинциальный актер, как бы ярок и интересен он ни был, не так часто попадает на кино- и телеэкраны. Здесь нужен случай. Во время гастролей весной 2003 года в Петербурге именно такой случай и представился актерам «ТМ». На студии «Панорама» заметили Александра Лисицына, предложили сотрудничество. Плодом их совместной деятельности стала забавная комедийная роль Дональда Донована, увальня-ковбоя откуда-то из Техаса, в которой Александр Лисицын уже появился на экранах в сериале «Не ссорьтесь, девочки».  Затем появился полковник Арнаутов в сериале «Ментовские войны», одна из центральных ролей, которую Лисицын играет уже на протяжении многих лет. Александру Лисицыну его Арнаутов принес узнавание и известность не только в Карелии и множество интересных творческих контактов с актерами столичных театров и кино.

Замечательный актер русской театральной школы, заслуженный артист Карелии Александр Николаевич Лисицын встречает свое шестидесятилетие в расцвете творческих сил. Мы поздравляем от души любимого актера и желаем ему новых, больших и интересных, разноплановых и проникновенных, ролей на сцене  «Творческой мастерской», новых встреч со зрителем, которые бы раскрывали перед нами все грани самобытного дарования большого мастера.

 

"Женитьба"
«Женитьба»
Александр Лисицын и Геннадий Залогин в спектакле "Странные игры для взрослых детей"
Александр Лисицын и Геннадий Залогин в спектакле «Странные игры для взрослых детей»
"Не все коту масленица"
«Не все коту масленица»
"Пижама для шестерых"
«Пижама для шестерых»
"Три сестры"
«Три сестры»
Александр Лисицын и Елена Бычкова в спектакле "Без вины виноватые"
Александр Лисицын и Елена Бычкова в спектакле «Без вины виноватые»

 

Фото театра «Творческая мастерская»