Культура

Риск – дело благородное

 
{hsimage|На репетиции "Пульчинеллы"||||} Музыкальный театр Карелии продолжает удивлять. Нет чтобы открыть сезон заведомо успешной постановкой прошлых лет, помпезно, с присутствием «знаковых» лиц…  Но художественное руководство театра продолжает рискованно экспериментировать. И стремится не прерывать традицию открывать каждый сезон премьерой, в этот раз уже совсем интригующе и непредсказуемо.
В городе появились афиши «Stravinsky’s Opuses”. Без перевода на русский, мол, непросвещенным ходить не стоит.
Идея проекта принадлежит художественному руководителю балета театра Кириллу Симонову. Рассчитанный на три сезона проект предполагает показать все одиннадцать балетов на музыку Игоря Стравинского. Интрига заключается в том, что сам Симонов если и будет ставить два-три из них, то явно уже не в этом сезоне. Он предложил поставить «Пульчинеллу» солисту Музыкального театра Владимиру Варнаве, а для создания провокационной «Весны священной» пригласил известного молодого хореографа из Швеции (впрочем, работает он в основном в Дании) Мартина Форсберга.
Владимир Варнава хорошо нам знаком. Лауреат «Золотой маски» и «Арлекина», Владимир запомнился в роли задорного и «юморного» Меркуцио в балете «Ромео и Джульетта», в ролях Фрица и Буффона в «Щелкунчике». Он дебютировал на нашей сцене в качестве хореографа на прошлом «Рождественском гала-концерте». Но то был номер, поставленный Владимиром на себя, длящийся несколько минут. Теперь ему предстоит освоить интересную, но очень трудную партитуру Стравинского – рискованный эксперимент.
 
{hsimage|"Пульчинелла". Фрагмент репетиции ||||} Молодой хореограф строго следует традиционному либретто, основанному на известной истории комедии дель арте. Танцевальный неоклассический язык Варнавы близок и понятен нашим артистам. В балете много интересных находок, смешных пантомим, трогательных дуэтов. При этом «продвинутый» зритель наверняка заметит, что автор находится под огромным влиянием Симонова и не скрывает этого. Хореография Владимира очень музыкальна, под стать партитуре – полифонична и проста для понимания (но не для исполнения). Кое-что Варнава перенял и у своего коллеги Форсберга. Это, в основном, касается методов работы на репетициях. Например, артисты после прогона фрагментов балета садятся в круг, прямо на сцене, и обсуждают трудные моменты с хореографом. И хотя репетиции еще не закончены, а финал не поставлен, уже видно, что балет состоялся.
Еще более рискованный эксперимент – постановка Мартина Форсберга. Биографическую информацию Вы можете получить на сайте театра. Стиль, в котором работает Мартин, называется «contemporary». Это одно из направлений современного танца, которое только начинает пробивать себе дорогу в России в последние десятилетия. Описывать его трудно. Наиболее точно об этом и о своей будущей работе рассказывал сам хореограф нашим артистам на первых репетициях. Вот некоторые цитаты:
– Старайтесь вести себя на сцене просто, как в жизни. У вас не будет театрального грима. И вам не нужно делать какие-то театральные позы, нарочито показывать эмоции.

– Никакого «искусства». То, чем вы занимаетесь на репетициях и на сцене, – просто ваша работа. Ощущение искусства возникает у публики, когда она на вас смотрит.

{hsimage|Мартин Форсберг на репетиции балета "Весна священная" ||||} – Мой балет – не о древнерусских обрядах, как это было у Дягилева. И вообще в нем нет конкретного временного посыла. Но, в тоже время есть тема жертвоприношения, как у Стравинского. Постановка состоит из двух частей. В первой я размышляю на тему того, как личность приносит себя в жертву обществу. Во второй части наоборот: общество, толпа разваливается, приносит себя в жертву, чтобы освободить личность, индивидуальность. В каком-то смысле эти две части о России. Сначала, при социализме, общественное подавляло личное. В этом были и плюсы, и минусы. Потом, когда советский строй рухнул, чувство общности, коллективизма было принесено в жертву свободе личности, что также имеет и положительные, и отрицательные последствия, на мой взгляд… Но я бы не хотел, чтобы публика строго привязывала действие к конкретной эпохе. Даже в либретто нет ни одного слова о том, что и где происходит. Мое либретто будет сюрпризом для зрителя.
Следует объяснить, почему постановка «Stravinsky’s Opuses»в нашем театре является большим риском.
Во-первых, обычно такие балеты ставятся на одну маленькую балетную компанию, и артисты два-три месяца репетируют только эту постановку, которую потом показывают в течение полугода, разъезжая по Европе. В нашем случае артисты балета театра репетируют еще и «Пульчинеллу», а в перерывах умудряются репетировать «Щелкунчика» и «Корсара», да к тому же успевают съездить на гастроли в Мурманск и покорить местную публику своим классическим искусством.
Во-вторых, наша труппа практически никогда не танцевала contemporary, босиком. Это очень интересно ребятам, но очень трудно. И требуется не полтора месяца для постановки, а гораздо больше времени.
Но Мартин вроде доволен. Все идет по графику. Только что прошел первый «прогон» его спектакля. Впечатление очень сильное. Артисты даже без костюмов и декораций сумели создать атмосферу некоего психологического давления, которое наверняка будет оценено взыскательной частью публики.
Разумеется, эти два балета не предназначены для любителей исключительно классического танца. Но молодежи, поклонникам новаторской версии «Ромео и Джульетты» будет очень интересно познакомиться с работой молодых талантливых хореографов.
Пожалуй, впервые в России репертуарный музыкальный театр выпускает спектакль, в котором артисты танцуют и неоклассический танец, и contemporary, да еще и имеют в репертуаре строго классические спектакли. Людям, которые интересуются современным искусством, безусловно, стоит посмотреть эти балеты, чтобы самим понять, удался этот эксперимент или нет.
 
Фото автора