3 октября народной артистке России и Карелии Людмиле Филипповне Живых исполнилось бы 80 лет
Пять лет назад я провожал ее в последний путь небольшим некрологом «Прощание с Матёрой», опубликованным в газете «ТВР-Панорама». Название этого скорбного эссе, конечно, было навеяно романом Валентина Распутина. Но и не только.
Потому что Людмила Живых, как и распутинские старухи, не только несла в себе несокрушимую память о вечном и настоящем. Но и, как прежде времени ушедшая под воду деревня Матёра, она была для всех, кто ее знал в театральном мире (впрочем, и не только в нем), той, кого человек всегда только и вспоминает в этой жизни – мамой, матерью, Матёрой.
Кажется, я знал ее всегда. И тогда, когда в середине 1960-х маленьким нахимовцем вместе с отцом, известным в Карелии врачом, пришел в их небольшую квартирку и был вдоволь накормлен и до радости зацелован. И тогда, когда вместе с Мэйми Севандер, моим деканом на факультете иностранных языков, впервые пришел в Дом актера в начале 1970-х и читал ей свои стихотворные пародии. И тогда, когда как театральный критик, писал о ее ролях. И тогда, когда работал с нею в правлении Союза театральных деятелей республики рука об руку в 1990 — 2000 годы.
О ее работах в театре написано много. Написано ярко, талантливо, прозорливо. Например, известным петербургским театральным критиком Еленой Горфункель – о роли Мод в спектакле «Гарольд и Мод» в театре «Творческая мастерская».
Мне повезло: я видел в этой роли знаменитую французскую актрису Мадлен Рено в начале 1970-х во время гастролей в Ленинграде труппы, которую она возглавляла вместе с выдающимся актером и мимом Жаном-Луи Барро. Так что мне есть с чем сравнивать игру Живых. Впрочем, они не нуждаются в сравнениях – Рено и Живых. Их Мод, разменявшая седьмой десяток, любила юного Гарольда так же бескорыстно и страстно, как обе эти актрисы любили в своей настоящей жизни. Любили театр – всегда молодой, пылкий, наивный, вспыльчивый, преданно заглядывающий им в глаза и одновременно эгоистичный донельзя.
Людмила Живых всю свою жизнь отдала Театру.
И только человек, так всецело его вобравший в себя, мог отбросить в сторону мантию премьерши Русского драматического театра и начать делать жизнь и искусство с нуля.
Театр «Творческая мастерская» начался с гостиной Дома актера Союза театральных деятелей Карелии, начался со спектакля Елены Бычковой по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Жизнь Живых в этом театре, по крайней мере для меня, началась с роли Волчицы в спектакле «Плаха» по Чингизу Айтматову в постановке Ивана Петрова.
Как она неутешно выла по своим, загубленным человеком детенышам, как гордо и несгибаемо вставала она над улюлюкающей над нею толпой, отказываясь жить по «волчьим» законам человечьей стаи!
Как она бесстрашно защищала своих товарищей! Как она в самое непростое для театра вообще время, и для театров Петрозаводска в частности, уже став председателем Союза театральных деятелей Карелии, сражалась за сохранение Дома актера, не дав исчезнуть из него уникальной теплой и дружеской атмосфере, которой этот театральный приют прославился при своем рождении в 1960-е годы. Она и призванный ею на пост директора Дома ее друг и коллега Геннадий Залогин сделали всё для того, что Дом актера жил полнокровно, хоть и прошел через капитальный ремонт и вынужденное скитание по разным углам. Этот Дом продолжал привечать, кормить и поить. А еще он продолжал быть честным перед самим собой и театральным содружеством.
…Она была очень одинока. И в то же время всегда в кругу своих. И мы, ее сестры и братья, дети и внуки, привыкли, что Живых – вот она. Всегда рядом, всегда сердечна, всегда гостеприимна. И, казалось, что она будет всегда
…Года за три-четыре до ее кончины мы собирались с Людмилой Филипповной начать работу над книгой ее воспоминаний. Не успели.
…Двадцать лет назад в только что родившейся газете «Петрозаводск» я написал небольшой, в сто строк, текст о ней под заголовком «Загадка Л.Ф.Ж.». Так думал и книгу ее назвать. А сегодня, накануне 80-летия со дня ее рождения, понимаю, что никакой, в общем-то, загадки и не было и нет. Она сама ее разгадала и нам завещала – надо всегда оставаться в живых. Даже после смерти. Особенно после смерти. Чтобы тебя помнили. Так, как помнят ее – Людмилу Филипповну Живых.
Наша справка. Людмила Филипповна Живых (03.10.1931 г., Москва — 04.11.2006 г., Петрозаводск), актриса, Почетный гражданин Республики Карелия (1999) и Петрозаводска (2003). Председатель Союза театральных деятелей Карелии (1991 — 2006). Награждена орденом Почета. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2003). Заслуженная артистка КАССР (1970) и РСФСР (1974). Народная артистка КАССР (1982) и РСФСР (1991).
Снимки из архива СТД Республики Карелия
Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже: