Культура

Три шедевра

Филипп Копачевский (в центре) и Павел БубельниковПри всех сложностях выживания культуры в наше время и тех проблемах, которые неотвратимо встают перед провинциальными филармониями страны, мы не можем не радоваться тому, что эти оазисы культуры еще живут и делают все возможное для того, чтобы дарить людям радость. Не является исключением и наша филармония, предлагающая слушателям разнообразные программы и знакомящая с новыми исполнителями.

 

Настоящим подарком для любителей музыки стал последний симфонический концерт, состоявшийся в Большом зале филармонии  5 марта. Нельзя сказать, что все в программе было исполнено идеально, но дело не в этом. Программа вечера была представлена тремя шедеврами музыкальной классики, что привлекательно уже само по себе. За дирижерским пультом стоял народный артист России Павел Бубельников – один из тех представителей ленинградской школы, которые составляют фундамент симфонического исполнительства северной столицы. А главным украшением концерта стал великолепный молодой пианист Филипп Копачевский. Ему принадлежало второе отделение программы, где он исполнил Концерт для фортепиано с оркестром Соль мажор Мориса Равеля и Рапсодию в блюзовых тонах Джорджа Гершвина.

Талантливая и очень талантливая молодежь постоянно пополняет ряды российских музыкантов, к счастью, стране есть чем гордиться в этом плане. Копачевский уже причислен к разряду звезд. Правда, сейчас это звание раздается столь щедро, что давно обесценилось, и мы, видя на афише это определение, не очень верим в обозначенную звездность. Но, послушав Копачевского, трудно не согласиться с тем, что именно он, безусловно, достоин этого титула.

Коренной москвич, он прошел все привычные ступени музыкального восхождения. На данном этапе, являясь солистом Московской филармонии, продолжает учиться в аспирантуре. В свои 25 лет Филипп является обладателем стольких завоеванных наград на различных музыкальных ристалищах, что только перечислению их можно отдать все пространство данной статьи. Напомню лишь один «говорящий» момент, характеризующий пианиста. Те, кто наблюдал за развитием событий на последнем конкурсе имени П.И. Чайковского, помнят, что он был главным фаворитом соревнования. Это почувствовали и слушатели, об этом открыто заявил и почетный председатель жюри XIV конкурса легендарный Ван Клиберн. Так воспринимали Копачевского многие, он явно шел на звание золотого лауреата, но — фортуна изменила. Однако в сознании большинства он стал им негласно. Его исполнительская деятельность за прошедшие годы (а в этом году мы ждем уже следующий, XV конкурс) закрепила за ним несомненное первенство.

Исполнительский стиль пианиста соединяет в себе не только все необходимые качества, — они присутствуют в нем в удивительном богатстве, разнообразии, тонком проникновении в скрытые возможности сочинения, подачи их в собственном понимании во всем блеске без излишней аффектации. Во всем чувствуется мера и красота – главные приметы совершенства. Необыкновенно свежо прозвучали оба произведения, но, пожалуй, особо хочется отметить исполнение Концерта Равеля. В этом произведении, которое по многим приметам принято сравнивать с моцартовскими творениями, пианист сумел передать не только эту близость, что особенно ощущалось в характере исполнения второй части, ее поистине моцартианской лирике, но в трактовке произведения подчеркнул заложенный автором щедрый образный калейдоскоп, который превратил в увлекательную игру, наполненную неповторимым молодым задором. Феноменальная техника, которой теперь трудно кого-то удивить (кстати, в переводе с греческого слово означает «искусство»), для Копачевского – тоже неотъемлемый элемент художественной игры, подчеркивающей индивидуальность пианиста .

Оба концертных произведения родственны джазовыми красками. Но, если для американца Гершвина джаз – естественная стихия, то для Равеля это – благоприобретение, весьма обогатившее его индивидуальность и легко соединившееся с чисто французской изысканностью. Побывав в Америке, Равель не мог не почувствовать привлекательность джаза и вводил его элементы в различные сочинения. В Америке состоялось и знакомство композиторов. Позже, когда Гершвин, который никогда не уставал учиться, почувствовав необходимость профессионального совершенствования, отправился в Европу. Он попросил Равеля дать ему несколько уроков. На что получил исторический ответ: «Зачем вам быть второсортным Равелем, если вы можете быть первоклассным Гершвином?». Мэтр уже понял, что представляет собой молодой коллега.

Симфония Франка, исполненная оркестром под руководством Павла Бубельникова, — один из последних музыкальных «приветов» романтического столетия. Бельгиец по национальным корням, проживший творческую жизнь во Франции, композитор насытил свою единственную симфонию богатым содержанием, перекликающимся со многими лучшими образцами симфонических циклов, созданных на протяжении XIX века – от Шуберта до Чайковского. Эпическая величественность сочетается в ней с непритязательной жанровостью, но господствуют драматические и лирические образы. Неслучайно из трех частей цикла наиболее яркими оказались насыщенная драматизмом первая и замечательная лирическая вторая части. И в исполнительской интерпретации они прозвучали наиболее удачно, особенно первая часть. Образная калейдоскопичность финала с вторжением тем предшествующих частей получилась несколько менее убедительной. Но покоряющая красота музыки затмила недостатки. Для симфонического оркестра все произведения являются весьма благодарным исполнительским выбором. В каждом из опусов он предстал не только  как чуткий проводник воли дирижера, но и как коллектив, обладающий яркими солистами, блестяще демонстрирующими свое искусство.

Каждый концерт – неповторимое явление, он живет, пока звучит, — здесь и сейчас. И петрозаводские любители музыки ценят эту возможность общаться с коллективом, заполняя филармонический зал. Да будет так всегда!

Фото Евгении Легкой