Нельзя любить то, чего не знаешь, не видел, пусть даже с экрана телевизора взрослые и умные люди будут постоянно убеждать тебя, что так надо, и просить им верить.
Более 500 детей и взрослых приняли участие в детском празднике в музее-заповеднике «Кижи».
Праздник прошел в 23-й раз. А это значит, сегодня в Кижи приезжают дети тех, кто принял участие в первых детских кижских праздниках. Праздник «Кижи – мастерская детства» стал за прошедшие годы не менее популярным, чем Кижская регата, да и появился он раньше, став значительным событием в летней жизни легендарного острова.
Готовятся к нему задолго до начала лета. Каждый год — своя тема. Иногда ее выбирали сами дети. Когда несколько лет выпадал день праздника, а он традиционно проводился в День независимости России 12 июня, ребята попросили посвятить очередной праздник Солнцу. В тот год на торжественном построении всем приехавшим на остров вручили ярко-желтые платки, напоминающие по форму пионерские галстуки,– словно частицу кижского солнца.
С нынешнего года изменилась дата проведения праздника – в музее решили отмечать его 1 июня, в День защиты детей и первый день летних каникул. Есть и еще одно серьезное новшество, о котором рассказала начальник отдела «Детский музейный центр» Марина Кочетыгина. В прошлые годы на остров приезжали дети — победители различных творческих конкурсов, в первую очередь музейного марафона. В этом году музей предложил абонементы, приобретя который, на остров в день праздника мог приехать любой желающий.
То, как изменилась аудитория, можно было заметить еще в Петрозаводске при посадке на «кометы»: здесь были бабушки и внуки, папы, мамы с сыновьями и дочерьми, целые семьи. Приехали целые классы, и не только петрозаводских школ, но и из районов республики, путевки на остров которым оплатили родители. И, наконец, пожалуй, главные герои праздника — победители различных акций и конкурсов, которые в течение учебного года проводил Детский музейный центр «Кижей»: «Где живет загадка?», «Полевая почта-2015», «Музейный марафон», то есть ребята заработали право на бесплатную поездку на праздник своим трудом, знаниями. Здесь не играли роли ни возраст, ни образование.
Среди победителей оказались воспитанники старшей группы детского объединения № 83 Петрозаводска и старшеклассники школы № 46 с учителем истории Станиславом Гайдуком, в конкурсах Музейного марафона ребята участвовали трижды и дважды побеждали.
Все же победителей конкурсов среди участников было всего около 50 человек. Большинство приехало по абонементам, стоимость которых составляла 1750 рублей. Сюда входили проезд от Петрозаводска до Кижей и обратно, праздничная программа, обед в кижской столовой. Так что у многих детей появилась возможность побывать не просто на острове, но в праздник и с родителями – по более доступной для многих цене, хотя тоже немаленькой. Как поделились представители одной из семей (папа, мама, сын и дочь), поездка обошлась им около 7 тысяч рублей, сэкономили почти 4 тысячи. Но не жалеют. Довольны были поездкой и взрослые, а главное, дети.
Конечно, был риск – праздник впервые проводился в рабочий день, о цене я уже упоминала. Тем не менее, по словам Марины Тойвовны Кочетыгиной, три «кометы» заполнили без проблем, желающих было больше. Один из теплоходов привез детей из Заонежья, уж кому-кому, а им сам Бог, как говорится, велел быть здесь – их прадеды и пра-прадеды возводили знаменитые кижские храмы, к тому же тема детского праздника в этом году – «В поисках топора мастера Нестора».
По времени праздник разделили на две неравные части: первая, более длительная, — игра-путешествие по острову. Разделенные на группы, дети и сопровождающие их взрослые – педагоги, родители – посетили основную экспозицию музея, познакомились с памятниками архитектуры деревянного зодчества. Каждый получил творческое задание, которое выполнял на маршруте. По пути следования гостей ожидали встречи с кижскими умельцами: плотниками, резчиками по дереву, мастерами по изготовлению традиционных северных кукол и оберегов. Например, хозяин интерактивной выставки плотницкого мастерства — главный хранитель недвижимых памятников музея Александр Любимцев рассказал и показал, как построить дом, амбар или церковь с помощью деревянных гвоздей. Начальник отдела сохранения природного наследия Татьяна Павлова и сотрудник отдела Роман Мартьянов организовали небольшую выставку, представляющие породы деревьев, которые использовались в Заонежье при возведении деревянных построек. А «хозяйка» ветряной мельницы, сотрудник отдела истории и этнографии Нина Макарова поделилась секретом, как на далекий Русский Север попали ветряные мельницы, построенные по… голландскому образцу, что очень изумляет иностранных туристов.
А после обеда на берегу озера детям дали возможность выбрать занятие по душе, предоставив при этом приличный выбор. Это была самая веселая, шумная, увлекательная часть праздника. Только покрутить ручку точильного камня, на котором вострили свои топоры кижские плотники, собрались десятки желающих. Мальчишка лет 13-ти, освоив азы работы с пилой (а это, оказывается, тоже искусство!) и уступая свое место другим, заметил вполне серьезно: «Может пригодиться». Увезти с праздника не просто сувенир, а сделанный своими руками – оказалось большим искушением для многих мальчишек и девчонок, а также их родителей.
Воспитанники Тихвинской художественной школы были узнаваемы сразу: по альбомам, которые они достали моментально, как только обосновались на поляне. С 1 июня у них начался летний пленэр, и первый день его они решили провести в Кижах, поездку оплатили родители и школа (из школьного фонда).
Валявшиеся в траве… валенки и коромысло с деревянными ведрами предназначались, оказывается, для эстафеты, но тут же стали атрибутами фотосессий. Нашлись желающие посмотреть экспозицию в крестьянском доме Сергеева здесь же на поляне, к тому же там можно было увидеть процесс изготовления знаменитой, пожалуй, на всю Россию лодки-кижанки. А кто-то решил просто заняться медитацией – день выдался редкий по погоде, зеленый ковер поляны украшали цветы одуванчиков и земляники, здесь же шелестели старые березы, плескались волны Онего, вдали открывалась между деревьями удивительная по красоте панорама Кижских храмов и построек… И было так здорово!
Фольклорно-этнографический ансамбль музея «Кижи» увлек гостей праздника в хороводы и заонежские танцы. Интересно, что никого в них не нужно было вытаскивать из толпы зрителей, дети самого разного возраста сами рвались оказаться в хороводе. Чего не хватило? Пожалуй, яркого запоминающегося начала, как это было в прошлые годы. Объяснили это тем, что теплоходы с участниками праздника подходили в Кижи в разное время. Причина убедительная, но все же… Это ведь праздник, и праздник для детей.
Не так давно на телеканале «Культура» прошло интервью с Ириной Антоновой, многолетним директором Пушкинского музея в Москве. Ирина Александровна говорила, в том числе и о том, что никакие мультимедийные программы, технологии не заменят живого общения человека, а тем более ребенка, с музеем. Вся эта навороченная техника позволяет лишь оперативно получить нужную информацию. И всё. Не задевает она ни души, ни сердца. А вспомнила я об этом интервью неслучайно. Несколько лет назад музей проводил конкурс «Если бы я был директором «Кижей»… Один из победителей его, петрозаводский школьник, представил программу, как сделать так, чтобы остров с его памятниками был доступен всем, в первую очередь детям. Иначе, предупреждал мальчишка, мы сможем видеть его только по телевизору, а нам нужны, говорил он, не картинки, а живой остров. Еще одно подтверждение того, что устами ребенка очень часто глаголет истина.
С этого года музей решил проводить два детских праздника, второй – 1 сентября, в День знаний. И это можно лишь приветствовать. Вот только по 300-400 детей в каждый раз много это или мало? По-моему, очень мало.
Депутаты Госдумы серьезно собираются обсуждать вопрос о создании телеканала, который будет помогать воспитывать патриотов своей страны. И готовы из кризисного бюджета не пожалеть миллиарды рублей. Сомневаюсь, честно говоря, в эффективности такого метода воспитания патриотов, да и не я одна. Скорее, это еще одна возможность перекачать немалые средства из бюджета в чей-то карман. Отдали бы эти деньги детям, чтобы, как раньше, после окончания учебного года тысячи ребят смогли бы поездить по России или поближе — по родному краю, чтобы стоимость этих поездок была минимальная, а польза – огромная. Согласитесь, нельзя любить то, чего не знаешь, не видел, пусть даже с экрана телевизора взрослые и умные люди будут постоянно убеждать тебя, что так надо, и просить им верить.
Фото автора