Для художников лето всегда отдушина: время различных проектов, пленэров, встреч, мастер-классов, выставок и время накопления впечатлений и сбора материала для будущих выставок. Где же побывали наши карельские художники, что видели и в чем принимали участие?
Неутомимый Валентин Чекмасов побывал на пленэре в Череповце. Георгий Иванов, отдыхая на своей южной даче, создал полсотни работ, из которых 30 оставил для второй своей выставки в Болгарии, остальные покажет карельскому зрителю. Наш художник вполне вписался в южную тусовку художников и в следующем году уже приглашен в Великое Тырново для участия в международном пленэре от Евросоюза.
Владимир Зорин летом провел в Петрозаводске «Карелфест» — VI Международный лэнд-арт фестиваль, а кроме того принял участие в международном фестивале современного искусства в Мёхкё.
Важным для себя событием Зорин считает участие в 16-м Международном фестивале Arctic Art Week, который ежегодно проходит в Лапландии. На конкурс заявились 60 художников из 20 стран, среди 12-ти приглашенных оказался и Владимир Зорин.
— Организатором этого престижного в Финляндии фестиваля, — рассказывает Владимир, — выступает владелец гостиничного туристического комплекса, любитель современного искусства. Именно в этом месте находятся те самые известные стеклянные иглу для наблюдения северного сияния. В этом году плечом к плечу работали авторы из Канады, Китая, Германии, Италии, Эстонии, Финляндии и России. Нам выделили для жилья по домику, нас прекрасно кормили, были предоставлены материалы для работы. На этот раз я делал свою работу не из дерева, а из металла. В последнее время мне интересны знаки: дорожные, компьютерные, языковые – разные, в том числе схемы. Моя работа на этом фестивале была создана на основе саамских знаков, которыми обычно расписывают бубны. Это ассоциация, не больше того. В сентябре эта конструкция в виде священного круга размером в четыре метра будет установлена, состоит она из 12-ти четырехметровых элементов, символизирующих замкнутый цикл. Мне всегда хотелось соединить несоединимое. Например, дикую природу и цивилизацию, или далекое прошлое и невероятное будущее. Цвет, флуоресцентные краски я использую именно для того, чтобы усилить этот диапазон. Все скульптуры остаются на территории парка и прекрасно вписаны в ландшафтную среду.
Художник Анна Грязнова побывала в двух творческих поездках. Ей довелось стать участницей Всероссийского образовательного форума «Таврида», объединившего творческую молодёжь страны. «Таврида» собрала более 4 тысяч молодых, активных и талантливых людей России от 18 до 30 лет из всех регионов России. Анна очень довольна поездкой, ведь там она могла работать рядом и общаться с мэтрами живописи и своими молодыми коллегами. Но вот что удивительно: по признанию Ани, Крыма как такового она не увидела: художники жили на закрытой турбазе.
— Все же было очень интересно, — рассказывает Анна. — Обычно на молодежных всероссийских и зональных выставках мы видим только работы друг друга, и знакомы, получается, заочно, а здесь можно было познакомиться с авторами поближе. В своем молодежном кругу мы обсуждали общие проблемы, и оказалось, что ситуация везде примерно одинаковая. Какие-то предложения попытались донести до руководства Союза художников. Вне форума современные молодые художники часто чувствуют себя бесполезными для общества. Но там мы много рисовали, и было общее ощущение своей полезности, мы получали от этого огромное удовольствие. Наше усердие поощрялось. Все вокруг творили – это было потрясающе! Интересно было оценить общий уровень работ молодых художников. Общение со зрелыми мастерами принесло свою пользу, часто в их размышлениях я находила подтверждение многим моим мыслям. Думаю, это мне очень пригодится в будущей работе. Была, конечно, и новая информация. Были и моменты заорганизованности: думается, время, которое тратилось на общие построения и спортивные мероприятия, надо было отдать творчеству, так как нас, художников, развлекать не надо — наша работа сама по себе для нас радость. Но в целом организаторы постарались сделать и сделали наше пребывание на Тавриде максимально познавательным, интересным и комфортным.
Жанна Свиридникова, в этом году ставшая членом Союза художников РФ, отдыхала с коллегой по цеху Юлией Коросовой в Рязани. Побывали на родине поэта Сергея Есенина в селе Константиново.
— Там совершенно потрясающие места! — восклицает Жанна. — Были в Скопине, посетили музей керамики, два дня были в Иоанно-Богословском монастыре в селе Пощупово.
Группа творческой молодежи (художники Антонина Юфа, Евгения Лебедева, Соня Тервинская, Наталья Логинова и музыканты Love cult Иван Афанасьев и Аня Куц) во главе с руководителем Сергеем Терентьевым участвовали в норвежско-российском проекте. Своими впечатлениями о путешествии поделилась Евгения Лебедева:
— Наш технический пленэр длился около двух недель. Начало — Териберка, симбиоз красивого горного пейзажа с почти заброшенной деревенькой под снос. Но мы жили на местном пляже в домиках, похожих на норвежские. Рисовали, ездили на водопад, ходили на рыбацком судне в море, впечатлило больше последнее. Теперь знаю, что перед отправлением не надо было ни есть, ни пить.
В Киркенесе мы погрузились в простую жизнь туристов: ели, гуляли, ходили на пикник на море с нашим куратором Андреисом. Конечной точкой нашего путешествия был маяк, мы были из тех, кто первыми устроили там обитель для художников. Перед нами была задача: пропустить полученные впечатления через сердце, чтобы потом они отразились в наших выставочных работах. Радовались глаза, но не ноги, мы же дети полей… Наконец добрались, и началась свободная от мира и ее суеты жизнь. Из окон было видно почти всю Норвегию. Окна с видом на горы и море заменили нам телевизор и интернет.
Юлия Коросова, вступившая в этом году в Союз художников РФ и успешно показавшая себя в нескольких выставках, побывала летом в Томске на пленэре, посвященном 115-летию со дня рождения народного художника К.П. Белова. «Томские этюды» проводятся второй год подряд и привлекают художников возможностью познакомиться с одним из ярчайших городов Западной Сибири — старинным купеческим Томском.
— Самые яркие впечатления, — вспоминает Юлия, — оставили удивительная деревянная резьба, здания в стиле модерн, обилие университетов и сады — Ботанический и Лагерный. Деревянная резьба — изюминка Томска. Восхитительные кружевные наличники, ставни, декоративные элементы завораживают. Жители Томска любят свой город, и это видно по чистоте улиц, по особой атмосфере в парках, по лицам гуляющих вдоль берега реки Томь.
Юлия считает, что подобного рода пленэры очень важны для художников:
— Помимо возможности набраться новых впечатлений и запастись рабочим материалом, мы получаем возможность познакомиться с художниками, поделиться опытом и получить новый, обзавестись друзьями. Искусство — это единое пространство, для которого нет расстояний, это то что делает Петрозаводск, Томск, Омск, Красноярск, Казахстан, Финляндию, Германию, а именно таков был состав участников пленэра, ближе. Программа пленэра была довольно насыщенная: помимо этюдной работы мы побывали на экскурсиях, мастер-классах, совершили поездку на родину К.П. Белова — в село Пача. По итогам пленэра в культурном центре Томского государственного университета организована выставка и проведен конкурс работ участников. Это была моя первая поездка за уральские горы, первое знакомство с Сибирью и, мне кажется, не последнее — туда, где понравилось, хочется вернуться!
Егор Кукушкин все лето провел в трудах:
— Лето хотел отдохнуть с детьми на даче, не вышло. Пригласили в Норвегию поработать над сценографией к спектаклю «Одно небо на всех» в «Самовартеатр» в Киркинесе, режиссер Бента Свен Андерсон. Премьера состоится 16 октября. Там я провел пол-лета. И параллельно с режиссером Вячеславом Поляковым мы завершали работу над спектаклем по карельским сказкам «Сын-медведь» в Национальном театре Карелии. Премьера, между прочим, 11 сентября. Вот и отдохнул…
XVI Международный лэнд-арт фестиваль Arctic Art Week в Лапландии
Всероссийский молодежный образовательный форум «Таврида»
Российский пленэр «Томские этюды»
Норвежско-российский проект
Егор Кукушкин в «Самовартеатре»
Спектакль «Сын-медведь» в Национальном театре Карелии
Фото предоставлены героями публикации