«Шерше ля фам, или Кто последний за любовью» Клода Манье в Музыкальном театре Карелии. Режиссер-постановщик, сценография и костюмы, музыкальное оформление – Снежана Савельева.
Петрозаводские зрители хорошо помнят спектакль Русского театра драмы середины 1990-х годов «Оскар» по пьесе того же Клода Манье с музыкой Марка Самойлова, решенный в жанре мюзикла. В блестящем ансамбле исполнителей, пожалуй, самой яркой героиней стала Колетта, девушка-клоунесса, сыгранная Снежаной Савельевой. Героиня оказала огромное влияние на последующую жизнь актрисы-режиссера. Отсюда Бред-шоу «Дуралеи», оттуда же постоянная эксцентричность спектаклей, поставленных С. Савельевой.
Не скрою, на «Шерше ля фам» шел с большим предубеждением. Мне казалось, что режиссер постоянно находится в плену у своих ностальгических чувств. К моему зрительскому счастью, я оказался не прав. Разумеется, «оскаровская» ностальгия осталась у С. Савельевой на всю оставшуюся жизнь, но ностальгия эта достаточно легкая. Спектакль если и не лучше «Оскара», то его вполне достоин. Он другой.
В программке спектакль определен как комедия. Я определил бы его как сочетание фарса (эротические сцены с раздеванием и без) с лирической комедией (целомудренные любовные сцены главных героев). Достаточно давняя комедия К. Манье «Блэз» прочитана С. Савельевой свежо и современно. Лет двадцать назад могли воспринять ее как едкую сатиру на загнивающее буржуазное общество, сейчас такие мысли тоже как-то мелькают, но поневоле экстраполируешь это захватывающее зрелище на сегодняшнюю действительность. Совершенно точно, что над этим можно и нужно смеяться. Что мы, зрители, и делаем с удовольствием.
Спектакль получился на редкость ансамблевым, гармоничным, авторским и, не побоюсь этого слова, «звездным» для всех актеров. На сцене создана обстановка, в которой хочется играть. Экстравагантные костюмы сошли со страниц сегодняшних гламурных журналов. Благодаря балетмейстеру Елене Сидоровой у каждого героя своя пластическая характеристика и оригинальный танец. Музыка постоянно поддерживает и обогащает лихой сюжет.
Главной героиней спектакля становится юная девушка Мари (Айна Мустафина), поступившая служанкой к бедному, но амбициозному художнику Блэзу (Владимир Елымчев). Несмотря на головокружительные авантюрные романы художника, связанные с желанием заработать, герои влюбляются друг в друга и находят свое счастье не только в любви, но и в бизнесе. Богатая палитра актерского мастерства влюбленной пары и их полная раскованность заставляют зрителей следить за их судьбой затаив дыхание. Главная краска – особая легкость жизни на сцене. Считаю, что у молодой актрисы Айны Мустафиной за три года работы на петрозаводской сцене милая бретоночка Мари – лучшая роль.
Любовь и бизнес… Пожалуй, лучшей сценой на эту тему можно считать явление растерянного полуодетого бизнесмена месье Клебера (Анатолий Медведев), который пик любви с прекрасной испанкой Пепитой (Наталия Антипина) меняет на партию щеток по 400 франков.
Не могу не отметить сценическое движение всех героинь спектакля, которое дополняет и заостряет яркую психологическую окраску дамских характеров: чувственную модельную даже не походку, а проходку вечной любовницы Женевьевы (Марина Бабкина), идиотскую походочку, гигантские паузы и всплески дикой чувственности мадам Карлье (Елена Болдахова) и ее дочери (Елена Сапегина), испанскую скандально гордую стать Пепиты, взбалмошные действия, в том числе и в танце с загипсованной ногой, Арианы (Светлана Медведева).
Особенно интересно мне было наблюдать за острохарактерными героинями Ел. Болдаховой и Е. Сапегиной. До этого мои любимые актрисы играли почти исключительно роли обаятельных лирических героинь. А у Наталии Антипиной – Пепиты – прекрасный дебют, да еще сплошь на крепком испанском языке. (До этого актриса была занята в эпизодических ролях.)
Немного о сценографии, точнее, о предметах, окружающих героев. Они обыгрываются на все сто процентов. Диван, ширма, фальшивые китайские вазы, модная современная живопись являются безмолвными, но вполне достойными актеров участниками спектакля. А что они вытворяют с половыми щетками!
Спектакль получился ярким, синтетическим, современным и прекрасно принимается зрителем. Театр можно поздравить с удачей.
«Лицей» № 5 2008