Культура

Поющая виолончель Марка Дробинского

24 марта музыкант с большим успехом выступил в Большом зале Петрозаводской консерватории

Марк Дробинский и Людмила Пищик на концерте в Большом зале Петрозаводской консерватории
Марк Дробинский и Людмила Пищик на концерте в Большом зале Петрозаводской консерватории

Виолончель недаром называют царицей струнных инструментов. Ее густой, благородный, красивый звук обладает удивительно богатой палитрой красок. Она способна передать все грани человеческих эмоций: величественность и силу, нежность и юмор, драматизм и безысходную печаль — все ей подвластно, во всех проявлениях ей невозможно не поверить. Но все это можно услышать только при одном условии — что она находится в руках большого музыканта.

Марк Дробинский, выступивший в Большом зале Петрозаводской консерватории 24 марта, — из этой когорты. О таком исполнителе писать очень трудно. Кажется, все  эпитеты уже многократно произнесены. Он несомненно один из самых выдающихся виолончелистов современности, и то, что нам вновь выпало непередаваемое и почти неподдающееся словесному определению удовольствие вновь услышать его игру, — великое счастье.

За годы своей исполнительской деятельности Дробинский получил множество самых разных характеристик: «маг виолончели», «демон виолончели», «чародей звука». И с этим невозможно не согласиться. Но программа петрозаводского  концерта Дробинского продемонстрировала прежде всего то ценнейшее качество, которое выдает в нем музыканта, воспитанного  русской исполнительской традицией, — необыкновенную певучесть его инструмента, которая своей выразительностью сравнима с человеческим голосом, самым совершенным инструментом, созданным природой.

Для нас, современников великого Мстислава Ростроповича, олицетворением этого качества стало прежде всего его искусство.  Дробинский занимался в его классе на пятом курсе  и в аспирантуре Московской консерватории. Однако дело не только в Учителе, сколь бы велик он ни был, но и в самом ученике. Тайна таланта непостижима, и что самое главное — в каждом художнике она абсолютно индивидуальна, повторить ее невозможно. Но Учителя Дробинский вспоминает очень тепло:

«Лично он меня раскрыл. Я приехал провинциальным, стеснительным парнем в Москву и он из меня сделал солиста. Это уже слушателям судить, получилось или нет. Он заражал своей энергией, своим отношением к музыке».

Музыкой  Дробинский начал заниматься в Баку под руководством отца и на совсем  другом  инструменте — фортепиано. По собственному признанию виолончелиста, дело шло вполне «прилично». Но случилось неожиданное: в поступлении на фортепианное отделение ему было категорически отказано приемной комиссией. «Так я стал виолончелистом». Сожаления об отставленном инструменте не было. С юмором музыкант говорит о том, что вспоминает  об этом только «когда приходится покупать для инструмента отдельное место в самолете». Пианистам в этом плане проще, им не надо носить инструмент с собой. Зато рояль в предлагаемых обстоятельствах может оказаться далеко не идеальным и к нему надо приспосабливаться, что сказывается на выступлении, а родная виолончель всегда под руками.

После учебы Дробинский несколько лет занимался преподаванием в Институте им. Гнесиных, а в 1974 году покинул Советский Союз и вскоре его постоянным пристанищем стал Париж. Он довольно быстро вошел в обойму самых востребованных виолончелистов мира, играя в ансамблях со многими выдающимися пианистами и другими инструменталистами. Не меньшей популярностью он пользуется как солист в симфонических программах. Только в нашей стране он приглашался такими дирижерами, как Саулюс Сондецкис, Валерий Гергиев, Владимир Зива, Фуат Мансуров, Арнольд Кац, Дмитрий Лисс.

В некоторых российских городах Марк Дробинский частый гость, и не только гость, но и сотрудник. К примеру, в Новосибирске он переиграл со всеми основными оркестрами и ансамблями. А кроме того он — член-корреспондент Новосибирской филармонии и там же арт-директор Международного фестиваля «Мир виолончели». Петрозаводск не может похвалиться столь тесным сотрудничеством с музыкантом, но в нашем городе он не впервые. Те, кто его уже знает, предвкушали новую встречу, а молодежь, которой на концерте оказалось много, наверняка замерла в восторге, слушая виолончель Дробинского уже во время концерта. Кроме  отмеченных качеств его звук завораживает интонационной точностью. Пальцы левой руки музыканта, как кажется, едва касаются струн, но звук в любом случае оказывается именно таким, каким он должен быть в каждый отдельный момент.

Дробинский владеет виолончелью сравнительно мало известного итальянского мастера Антонио Тесторе, ей 264 года. Довольно любопытна история встречи с ней. Как сообщает некий информатор, когда будущий хозяин ее увидел, на ней никто не играл, она была заброшена, покрыта мхом, а в корпусе обосновались пауки. Но для Дробинского это была любовь с первого взгляда. Он ее отреставрировал и с тех пор не расстается, хотя «дама» оказалась довольно капризной.

Репертуар виолончелиста включает музыку всех эпох — от барокко до новейшего времени. Он не боится открывать новые музыкальные миры и охотно откликается на предложения авторов стать первым исполнителем сочинения. Тем не менее, его часто называют романтиком, и это справедливо. Техническими изысками сейчас никого не удивишь, а вот глубина и размах лирической ауры, которая сопутствует исполнительской манере Дробинского, это дар божий, который дается не каждому, кроме того, им надо уметь пользоваться.

Программа концерта в Петрозаводске наглядно иллюстрирует содержание репертуара виолончелиста: соната «Arpeggione» Ф. Шуберта,»Интродукция и блестящий полонез» Ф. Шопена, «Фантастические пьесы» Р. Шумана — все это романтические опусы, а кроме того — «Сюита № 2» И.С. Баха для виолончели соло, «Испанская народная сюита» М. де Фалья (переложение вокального цикла) и фрагмент из квартета О. Мессиана «На конец Света». Конечно, были и совершенно бесподобные бисы: романтичнейшая пьеса Г. Форе «Пробуждение» и очаровательная миниатюра Ж. Ибера «Маленький белый ослик».

Достойное партнерство в ансамбле с Марком Дробинским составила хорошо известная любителям музыки пианистка Людмила Пищик. Неизменная участница музыкальных фестивалей, проходивших многие годы в Костомукше, Кондопоге и Петрозаводске, она выступала в тандеме с виолончелистом Сергеем Антоновым, кларнетистом Игорем Федоровым, скрипачкой Дорой Шварцберг и многими другими музыкантами. Ее знают в разных городах нашей страны, в том числе в столицах, и за рубежом. Хочется надеяться, что Марк Дробинский еще не раз посетит Карелию. Будем ждать…