Культура

Театральный развод

{hsimage|"ТМ" делит это здание с филармонией |right|||} Не забыты еще баталии вокруг Русского театра драмы, который выставили с родной сцены после реконструкции здания. И вот выясняется, что нынче висит угроза еще над одним петрозаводским театром —  "Творческой мастерской". Его судьбу обсудили в Заксобрании РК.

 

В Международный день театра одна из местных телекомпаний провела интерактивный  опрос телезрителей. В числе вопросов был и такой: «Считаете ли вы Петрозаводск театральным городом?». Честно признаюсь,  была удивлена, когда выяснилось, что немалое число позвонивших в студию  назвали нашу столицу  театральной.

На мой взгляд, театральность того или иного города определяется не только и не столько количеством театров и уровнем их посещаемости . За то, что театры все-таки  существуют и популярны, мы должны быть благодарны  прежде всего актерам, режиссерам. Именно они  хранят сегодня театральные традиции Петрозаводска.

Театральность города определяется  прежде всего влиянием и ролью, которую играют театры не только в культурной, но и в социальной жизни общества,  тем местом, которое они занимает в нем, заинтересованностью общества, а также власти в развитии театрального дела. Но в том, что ситуация здесь далека не идеальная, убедилась, побывав 29 марта на заседании созданной в Законодательном Собрании рабочей группы.

Не забыты еще баталии вокруг труппы Русского театра драмы, которую выставили со своей родной сцены после завершения масштабной реконструкции Музыкального театра. Поддержка петрозаводских театралов убедила актеров, что если они лишние для чиновников, то это совсем не значит, что их творчество не нужно и зрителям. И они сохранили нам театр, подарив городу «Ad Liberium».

Но вот выясняется, что нынче висит угроза еще над одним петрозаводским театром — театром «Творческая мастерская» (буду называть его так, как привыкли зрители уже много лет). Театралы помнят, что в свое время группа молодых актеров покинула родную сцену Музыкально-драматического театра, посчитав, что время требует другого языка  выражения и общения со зрителем. Их новый театр стали называть психологическим, а каждая премьера не только собирала аншлаги, но и становилась событием в театральной жизни Петрозаводска.

Сегодня актеры труппы  вынуждены были обратиться за помощью к депутатам Законодательного Собрания. 14 марта вопрос о театре обсуждался  на заседании комитета по образованию, культуре и делам молодежи ЗС РК.

Напомню, что после разгона русской труппы Муздрамтеатра,  распоряжением тогдашнего Главы РК на базе «Творческой мастерской» был создан Театр русской драмы Республики Карелия. Естественно, были обещания создать все условия для его развития, и прежде всего соответствующую материальную базу. Хотя для начала труппу попытались «подселить» на  сцену Национального театра — на время реконструкции здания, в котором она до сих пор делит кров с филармонией. Но оказалось, что выданные векселя ничем не обеспечены, театр попросту развели. Ибо как можно говорить о реконструкции театрального здания, если ее даже не включили в инвестиционную программу, а значит, о финансировании работ не могло быть и речи.  К тому же за прошедшие годы сменилась власть, и реконструкция плавно переродилась в обычный косметический ремонт.

И вот теперь актеры решили обратиться за помощью в Законодательное Собрание. Депутаты не остались безучастны к их бедам, 14 марта на комитете было принято решение о создании рабочей группы по спасению театра, которую возглавил председатель комитета по образованию, культуре и делам молодежи Андрей Рогалевич и в которую вошли депутаты, представители театра, Министерства культуры РК, общественности. Первое ее заседание состоялось уже через две недели — 29 марта.

— Я всегда считал, — признался директор театра Александр Побережный-Береговский, — что конфронтация не способ решения проблем, это, скорее,  верный путь к тому, чтобы прослыть склочной труппой.

Почему же сегодня директор сменил убеждения? По его словам, если и дальше  он будет следовать своим принципам, то станет тем человеком, который угробит свой театр. Я не буду здесь пересказывать все выступления ведущих актеров «ТМ». Скажу только, что слушать их было стыдно: за себя, за город, за власть.

Получая мизерные зарплаты, часто не имея своего угла, ютясь в общежитиях или на съемных квартирах, они многие годы собирают полный зал,  в котором сегодня не только актеры на сцене, но и зрители к концу спектакля «впадают в полуобморочное состояние».  Негде хранить декорации,  костюмы. И хотя в последние годы  доходы театра выросли на два миллиона рублей, и он готов  при долевом участии  или даже самостоятельно решать хотя бы жилищный вопрос для труппы, но все, что коллектив зарабатывает, идет на содержание  театральных помещений.  Что касается финансирования театра РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ, то эта самая Республика Карелия, по словам министра культуры Елены Богдановой, выделяет средства только на зарплату, оплату коммунальных услуг (такое ощущение, что все мы живем и работаем ради одной цели — оплаты коммунальных услуг, тарифы на которые растут с космической скоростью, но это, простите, другой разговор) и пожарную безопасность.

Что же касается будущего театра, то оно полностью зависит от включения реконструкции здания в проект федеральной целевой программы «Культура России» на 2012 — 2016 гг. и в республиканские инвестиционные проекты, а еще от того, удастся или нет добиться выделения на эти  цели денежных средств, сэкономленных  при проведении торгов подряда на строительство дороги в Кижи. Одним словом, этих «если» столько, что они практически погребли под собой  будущее еще одного театра русской драмы.

Странно, но так лоббируемая Правительством Карелии программа, названная высокопарно и многозначительно  «Духовное возрождение Карелии», под которую уже удалось выбить деньги в Москве — на дорогу в Кижи,  включает строительство элитных отелей, но исключает поддержку существующих учреждений культуры, я уже не говорю о строительстве новых. Или культура и духовность — взаимоисключающие друг друга понятия?

Конечно, проблем в культуре много, они копились годами, хотя  и решались с переменным успехом: в Карелии за последние 5 лет реконструированы два театральных здания и здание ансамбля «Кантеле», краеведческий, теперь Национальный музей, Музей изобразительных искусств, которые еще нуждаются, правда, в фондохранилищах, идет реконструкция Национального архива и Национальной библиотеки.  Но, простите, все это наследие нашего так называемого «тяжелого советского прошлого», оно построено в те времена, хотя и требует сегодня ремонта или даже реконструкции. А что создали мы?

Да, объектов много, а средств… увы. А ведь есть еще и школы, и детские сады, и  необходимость строить жилье для ветеранов и сирот… Одним словом, бюджет не резиновый. Я бы согласилась с этим, если бы не одно но. И натолкнула меня на эти размышления цифра, прозвучавшая на заседании парламентского комитета 14 марта: тогда заместитель министра культуры И. Аникина, как писали в СМИ,  попросила 32 миллиона рублей, чтобы залатать дыры «ТМ».

Сумма немалая. Удастся ли получить ее, когда будут вносить поправки в закон о бюджете 2012 года, неизвестно. Хотя прецедент есть. Летом прошлого года на заседании ЗС РК при рассмотрении поправок в бюджет на второе полугодие 2011-го были выделены дополнительно такие же 32 миллиона  рублей на повышение уровня информированности населения Карелии… о деятельности  родного правительства. Особых возражений это не вызвало. Хотя при принятии закона о бюджете на 2011 год на эти цели уже были выделены десятки миллионов. А 32 млн — это дополнительно. И депутаты прошлого созыва даже особо  не поинтересовались,  как же израсходованы средства, тем более, как выяснилось, этот самый уровень информированности где был, там и  остался. Хотя здесь-то все понятно: впереди тогда маячили  думские и президентские выборы, и пожалеть деньги на улучшение имиджа власти себе дороже  станет. Я к тому, что деньги даже в нынешней сложной ситуации при желании находятся.

Нет средств у государства (хотя власть постоянно уверяет нас в обратном), создайте  законодательную базу, опираясь на которую бизнесу будет не только престижно, но и выгодно поддерживать культуру. Хотя власти Самарской, Саратовской, Вологодской областей нашли возможность  и самим поддержать свои театры,  Москва взяла под опеку  еще врачей и учителей. Впрочем, Москва  нам не пример с ее деньгами и возможностями, но и провинция, оказывается,  не лыком шита.

Однако, на меня большое впечатление произвело не столько  перечисление бед  и проблем «ТМ» и сетование на отсутствие средств, как весьма скромно прозвучавший факт: вот уже год «ТМ» не может добиться передачи ему дополнительно одного из помещений на первом этаже здания (площадью 15 квадратных метров!), хотя есть и приказ по этому поводу. Не говоря уже об освобождении третьего этажа здания, где сейчас располагается одно из подразделений Минкульта. Какие здесь нужны миллионы?

Рабочая группа составила план действий — первоочередных и на перспективу. В течение двух недель должен быть, наконец, решен вопрос о передаче театру злополучной комнаты, к маю освобожден третий этаж.

Среди долгосрочных действий —  Законодательного Собрания направит  письма в адрес Министерства культуры Российской Федерации и Государственной Думы  по вопросу  возможного использования оставшихся денежных средств, выделенных на строительство дороги в Кижи, на реконструкцию Театра драмы, обратится  с письмом и к Главе Республики Карелия  о включении реконструкции здания театра в инвестиционную программу. Депутаты обязались взять все это под контроль.

Не скажу, что представители театра  расходились после заседания рабочей группы окрыленные надеждой. Но она ведь, как известно, умирает все-таки последней.

В следующем году «Творческой мастерской»  исполнится 25 лет — театр  создан в ноябре 1988-го, а реконструкция здания театра планируется на 2015 год. Отметит ли «ТМ» свой  очередной юбилей или встретит эту дату скромными поминками по родному театру, организованными на средства, оставшиеся от уплаты за коммунальные услуги? Это зависит и от тех, кто считает, что  Петрозаводск — театральный город. Хотя во время заседания рабочей группы и прозвучала мысль, что разговор должен идти прежде всего на профессиональной площадке.