Восторженные заметки дилетанта
В прошедший четверг в Карельской филармонии рядовой концерт по абонементу превратился в чудо: на контрасте с ноябрьской непогодой, мраком и промозглым ветром музыка радостными солнечными лучами изливалась со сцены в зал. Вивальди, Бах, Торелли, Гендель – наш симфонический оркестр, скрипки из Петербурга – и маэстро Рыбалко весь вечер за клавесином.
Разумеется, концерт не рядовой, серия под названием «Вечера с Большим Симфоническим оркестром» второй год обращает на себя внимание очень личным и неординарным подходом дирижера к подбору произведений. Но программа, посвященная барочной музыке, выходящей к нам откуда-то из толщи столетий, предполагала суховатую академичность, размеренность… И обещанная ведущей концерта Татьяной Талицкой перспектива «увидеть становление и развитие жанра скрипичного концерта» настраивала на эту же академичность, то, что в рекламных объявлениях называют словом «познавательное», зачастую лишенное каких бы то ни было эмоций.
Всё. Было. Не так.
Была живая Музыка, были чувства и эмоции!
Музыкальные хиты, слышанные-переслышанные – и в записях, и фрагментами, сопровождающими разные фильмы-передачи – в живом звуке оказались на самом деле шедеврами. И этих шедевров было прямо-таки избыточное количество! Какое-то гурманство и объедение, если не обидят эти сравнения музыкантов.
Этот вечер – бал струнных, где королевами были две скрипки из Петербурга – Александр Шустин и Юлия Томилова, а королем… конечно же, тот, кто дирижировал и играл на клавесине. И концерты для двух скрипок композиторов XVII века цвели буйным цветом в филармоническом зале, совсем не напоминая академический гербарий.
Только одно произведение в этот вечер словно выпало из контекста концерта. В конце первого отделения прозвучало «Музыкальное приношение» для двух скрипок и струнного оркестра нашего современника Игоря Флейшера, посвященное памяти его друга-музыканта. Выпало не из музыкального контекста, а только лишь временного. Скрипки так же красиво пели, словно это было печальное анданте из какого-то неизвестного концерта. И вспомнились наши утраты последних дней, особенно преподаватель консерватории Татьяна Павловна Бибикова, с которой познакомил нас Константин Свинцов так, что именно этот уход отозвался болью в сердце…
Отнюдь не мысли есть чужой (музыковедческий) хлеб подвигли на написание этих строк. Просто очень захотелось поделиться дивным и нечасто случающимся таким особенным музыкальным вечером и принести благодарность всем участникам этого праздника – петербургским гостям, симфоническому оркестру и, конечно же, замечательному дирижеру Анатолию Рыбалко.
Аншлага не было, но скрипки так пели и буйствовали, и так вдохновенно звучал клавесин, что стало немного жаль не пришедших, не услышавших, не прикоснувшихся к Музыке.
Фото Евгении Легкой