Культура, Культурное наследие

Четверть века под эгидой ЮНЕСКО

Снимок кижского фотографа Олега Семененко из его альбома «Кижи над реальностью»
Снимок кижского фотографа Олега Семененко из его альбома «Кижи над реальностью»

Внимание общественности к сотрудничеству музея «Кижи» с ЮНЕСКО привлечено во время реставрации Преображенской церкви. Она завершится – и что дальше?

В административном здании музея-заповедника «Кижи», что на площади имени Кирова, после реконструкции вновь открылся выставочный зал. Прежде здесь постоянно проходили выставки, посвященные не только музею-заповеднику, но и культуре Заонежья и Русского Севера. Однако, в городе одно время ходили слухи, что при Нелидове руководство музея решило вообще закрыть зал, хотя помещение в фондохранилище отнюдь не стало равноценной заменой. Возвращение зала в культурную жизнь при новом директоре Елене Богдановой –отличный подарок музея Петрозаводску.

Первой экспозицией в обновленном зале стала выставка, приехавшая из Эрмитажа. В середине декабря 2015 года в Санкт-Петербурге проходили торжества, посвященные 25-летию включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО трех первых объектов из России: Московского Кремля, исторического центра Санкт-Петербурга и ансамбля Кижских храмов.

Главный экспонат нашей выставки – большая интерактивная модель, которая с высоты птичьего полета показывает не только Кижский погост, но и всю природоохранную территорию, знакомит с сохранившимися и утраченными деревнями Кижского ожерелья. С помощью планшета или смартфона можно считать QR-коды и получить подробную информацию о каждом объекте на макете. Здесь же деревянные модели Преображенской и Покровской церквей в масштабе 1:200, изготовленные в Плотницком центре музея, макет уникальной системы лифтинга, которая применяется для реставрации церкви Преображения Господня. Экспозиция также включает фотографии, видеоролики и слайд-шоу, посвященные реставрации Преображенской церкви и 50-летней истории музея-заповедника «Кижи».

Безусловно, выставка более интересна петербуржцам, в какой-то степени она даже носит рекламный характер. В Карелии трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни, пусть в детстве, не побывал в Кижах. Тем не менее открытие экспозиции в Петрозаводске вполне оправданно, особенно если учесть повод, по которому она была организована, – 25-летие работы под эгидой ЮНЕСКО. На пресс-показе мне удалось взять небольшое интервью у заместителя директора музея-заповедника Ольги Титовой.

– Кроме того, что лежит на поверхности: высочайшая ответственность – реставрация Преображенского храма сегодня идет на виду у всего мира, и  не менее высокий престиж – недавно прошла информация, что именно деревянное чудо Кижей  чаще всего ассоциируется в мире с понятием Россия, что дает музею сотрудничество с ЮНЕСКО? – поинтересовалась я.

– Во-первых, дополнительные гарантии сохранности Кижских храмов. Специалисты ЮНЕСКО ведь не только контролируют работу реставраторов, но и привлекают к решению сложных вопросов ведущих специалистов со всего мира. Мы постоянно работаем в тесном контакте.

– Внимание общественности к сотрудничеству музея с ЮНЕСКО привлечено во время реставрации Преображенской церкви. Она завершится – и что дальше?

– А дальше реставрация Покровского храма. И использование наших уникальных памятников в развитии региона, в том числе и туризма. Есть возможность через посредничество ЮНЕСКО обратиться к подобному опыту скандинавских стран, где немало музеев деревянного зодчества, подобных нашему, и практика их использования  отработана за многие десятилетия. Памятники должны жить! Вы с этим не согласны?

Я заверила Ольгу Юрьевну, что в этом я совершенно согласна с ней. Вот только какую жизнь будут вести памятники? Отреставрированные кижские храмы привлекут на остров тысячи новых туристов. И это прекрасно. Только всё равно главной заботой музея останется сохранение памятников.

Мне довелось познакомиться с  текстами нескольких заключений членов ИКОМОС после их посещения Кижей. Специалисты международной организации допускают даже новое строительство на острове и в охранной зоне, но с  очень большими ограничениями. Любая, даже малая, даже временная постройка, должна быть согласована с ЮНЕСКО. И никаких планов по строительству конгресс-холлов, молодежных центров и отелей на острове и в буферной зоне! Даже если они будут подаваться, как это было не так давно, под соусом духовного возрождения или возрождения культуры Русского Севера. А вот развитие здесь традиционных занятий местных жителей, а проще говоря, сельского хозяйства, всячески готовы поддержать:

«Отсутствие сельскохозяйственной деятельности на острове Кижи ведет к повторному росту дикого ландшафта, который представляет опасность для целостности объекта… Традиционные крестьянские хозяйства с пасущимися животными и уборкой полей являются лучшим способом сохранить традиционный пейзаж и является единственным способом поддержания биоразнообразия на местном уровне. Он также будет представлять собой фактор подлинности в ландшафте. Традиционные крестьянские хозяйства упоминаются в плане управления, но как оживить сельское хозяйство, там плохо описано, и это необходимо разработать».

Панорама выставочного зала после реконструкции
Панорама выставочного зала после реконструкции
Ольга Титова знакомит журналистов с выставкой
Ольга Титова знакомит журналистов с выставкой

 

Наглядно показано, что такое лифтинг
На выставке наглядно показано, что такое лифтинг
Макет Преображенской церкви в масштабе 1:200, изготовленный в плотницком центре музея "Кижи"
Макет Преображенской церкви в масштабе 1:200, изготовленный в плотницком центре музея «Кижи»
Редко кому удается посмотреть на остров "Кижи" сверху
Редко кому удается посмотреть на остров «Кижи» сверху

 Фото автора и пресс-центра музея-заповедника»Кижи»

Один комментарий

    Комментарии