Главное, Культура

Музыка откровения Саулюса Сондецкиса

Саулюс Сондецкис. Фото из архива интернет-журнала "Лицей"Памяти выдающегося дирижёра

Печальное известие пришло из столицы Литвы Вильнюса: умер народный артист СССР, дирижер Саулюс Сондецкис. Невозможно перечислить все те премии, награды, звания, которые в течение своей творческой деятельности он завоевал в нашей стране и в мире – везде его сопровождали успех и признание коллег и слушателей.

Возглавив и воспитав студенческий оркестр Школы искусств имени М. Чюрлениса, как дирижер он был отмечен на конкурсе молодежных оркестров золотой медалью, полученной из рук великого маэстро ХХ века Герберта фон Караяна (1955 год). О мировом признании свидетельствуют его выступления с оркестром Радио Франции, Национальным оркестром Бельгии, Камерным оркестром Лозанны, Филармоническим оркестром Торонто, со многими российскими оркестрами, в том числе академическим коллективом Санкт-Петербургской филармонии. Нередко Саулюс Сондецкис дирижировал оперными и балетными спектаклями, сотрудничая с крупнейшими режиссерами и балетмейстерами. В 1989 году он возглавил камерный оркестр студентов Санкт-Петербургской консерватории, который в 1994 году получил статус оркестра Государственного Эрмитажа.  На протяжении ряда лет Саулюс Сондецкис был приглашенным дирижером камерного оркестра Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы». 

Высочайший профессионализм, человеческое обаяние, умение подобрать ключик к каждому коллективу, малому или большому, с которыми ему доводилось работать,  качества, подаренные судьбой не каждому дирижеру. Большинство представителей этой самой сложной музыкантской профессии считают, что дирижер должен быть диктатором, иначе ему не подчинить сидящих перед ним музыкантов, не заставить их повиноваться своей воле. Сондецкис выработал другой кодекс общения. Волей он несомненно обладал, но у него она никогда не проявлялась в чрезмерной жесткости. Его властность отличалась уникальной интеллигентностью и мягкостью.

Для  музыкальной Карелии Саулюс Сондецкис – явление особое. Впервые он приехал в Петозаводск по приглашению художественного руководителя фестиваля «Белые ночи Карелии» Виктора Горина. Карелия встретила его так, что с тех пор он с нескрываемым удовольствием участвовал во многих программах фестиваля, став его дорогим талисманом. А для оркестрантов – филармонических и консерваторских он просто был  земным Богом.

Никто до сих пор не работал с ними так вдумчиво, глубоко, серьезно и при этом с искренним добрым отношением, как он, хотя за пультом они встречались со многими капельмейстерами. Его не раздражали огрехи музыкантов, напротив, он, как правило, защищал их, объясняя это сложностями профессии и добиваясь полноценного результата. Богатейший опыт, редкостное понимание психологии оркестрового музыканта и искреннее расположение к коллегам независимо от их возраста,  всё это делало дирижерскую палочку Сондецкиса волшебной и в совокупности со словесными пояснениями во время репетиций преображало музыкантов. Каждая встреча с дирижером была желанной и превращалась в итоге в праздник.

Концертные программы Сондецкиса всегда носили эвристический характер, отличаясь либо трактовкой, либо редко исполняемыми произведениями, или звучала музыка  вовсе неизвестная. Если в программу входило несколько сочинений, их подбор был не случайным сочетанием, но тщательно продуманным, всегда в этом чувствовался определенный замысел.

Это стало понятно с момента открытия фестиваля «Белые ночи Карелии», когда в камерном концерте под управлением Саулюса Сондецкиса, состоявшемся в зале Дворца искусств Кондопоги, 25 мая 2005 года, прозвучали симфонии (увертюры) к трем операм А. Вивальди (который известен главным образом по скрипичным концертам), изящная пьеса «Хризантемы» для струнного оркестра Дж. Пуччини, поэма для сопрано и струнного оркестра  на стихи П. Шелли Il Tramonto (Солнечный закат) Отторино Респиги (партию сопрано исполняла солистка Большого театра Маквала Касрашвили) и другие.

Связи с карельскими исполнителями постепенно расширялись, и в программе под руководством дирижера в IV фестивале принял участие  академический студенческий хор Петрозаводской консерватории (художественный руководитель Евгений Гурьев). Тогда исполнялась только музыка Моцарта, в частности «Реквием»  (произведение часто звучащее, но редко воплощающее гений автора) и для исполнителей очень непростое. Студенты проявили свой  творческий потенциал настолько убедительно, что сотрудничество с хором продолжилось и дальше.

Произведения Моцарта разных жанров постоянно жили в программах Сондецкиса. И каждый раз его трактовка становилась настоящим откровением. Постоянно перечитывая письма Моцарта, пораженный их искренней исповедальностью, открывающей  тайны души  гения, дирижер создает на их основе музыкально-литературную композицию «Возвышенное и земное».  Она стала открытием VIII фестиваля.  «Белых ночей»(2012 год). В первом отделении прозвучало несколько небольших сочинений для хора, оркестра и органа (партия органа  — К. Волостнов), во втором  отделении чтение писем композитора актером театра «Творческая мастерская» Юрием Николаевым перемежалось фрагментами оркестровых, хоровых и концертных произведений композитора, в которых партию солиста исполнял один из ведущих отечественных пианистов современности Евгений Михайлов. В памяти всех присутствовавших в этот вечер в Большом зале Петрозаводской консерватории все услышанное наверняка запечатлелось сильнейшим эмоциональным потрясением.

В последний свой приезд в Петрозаводск, на IX фестиваль, Саулюс Сондецкис удивил и порадовал нас исполнением еще одного шедевра – знаменитой  «Высокой мессы» И.С. Баха. Он сделал свою более компактную редакцию грандиозного творения, сохранив при этом все самые важные номера. Исполнение «Мессы» – архитрудный акт даже с сильными профессиональными коллективами. Невозможно подсчитать, сколько раз мановение его палочки возрождало к жизни это творение в разных странах, в том числе и в Германии, но желание прикоснуться к ней  еще и еще рождалось вновь. К тому же работа над «Мессой» была для него огромным счастьем, которым он стремился поделиться с исполняющими произведение музыкантами и слушателями.

Познакомившись с петрозаводскими творческими силами, он верил в то, что они готовы сделать все, чтобы реализовать замысел. В исполнении «Мессы» приняли участие студенческий хор консерватории, с которым огромную работу — Сондецкис определил как «великолепную» —  на сей раз проделала хормейстер Евгения Дыга, студенческий камерный оркестр Nord-West Studium (руководитель Эдуард Зондерегер), группа солистов филармонического симфонического оркестра и солистка Мариинского театра, наша землячка Злата Булычева (меццо-сопрано). Итог этого исполнения был достоин высочайших похвал. Для музыкантов самыми главными были, конечно, очень теплые слова благодарности за сотрудничество в их адрес, сказанные  Маэстро.

На следующие фестивали Саулюс Яцкович по состоянию здоровья уже приехать не мог. Но в 2014 году он приветствовал фестиваль письменно, в частности, сказав: «Я горжусь, что мне выпала честь участвовать в этом прекрасном празднике музыки и почувствовать, насколько высока музыкальная культура Петрозаводска».

Какую же благодарность за всё, чем маэстро одарил карельских профессионалов и любителей музыки, соприкоснувшихся с ним, с его искусством, можем выразить мы? Наверное, только  сохранить светлую память о Человеке и Художнике по имени Саулюс Сондецкис.

.

Фото из архива интернет-журнала «Лицей»