Главное, Культура

Марина Гарбуз: «Фотография – это зеркало памяти»

Марина Гарбуз. Фото Ирины Ларионовой

 

Когда люди идут мимо этого серого здания, наверняка думают: «Что за скука работать в архиве…». Но сотрудник Национального архива Карелии Марина Гарбуз уверяет, что  жизнь здесь кипит. О какой скуке может идти речь, когда перед тобой в каталоге более 80 тысяч снимков, а за ними реальные судьбы, встречи, трагедии и личные истории. Не только отдельных персон – Карелии в целом.


У Марины Гарбуз, заведующей архивохранилищем кинофотодокументов, на столе стоит старинная фотография с изображением весьма солидного и строгого господина в пенсне. Перед ним красивая лампа, чернильный прибор, пепельница. Заметив мой вопрошающий взгляд на фото, Марина, смеясь, поясняет: «Это же наш губернатор, господин Шидловский, надзирает за моей работой».

От отца Марина унаследовала любовь к книгам и истории. Защитившись на отлично и получив историческое образование, она была принята на работу в Национальный архив Карелии в 2001 году. Очевидно, решение было принято на небесах, потому что небольшая комнатка, где находится каталог, стала пристанищем для пытливой сотрудницы на целых 15 лет. Именно столько Марина работает в архиве.

– Первого февраля меня привели в этот кабинет,  рассказывает моя собеседница,  и с тех пор  обитаю здесь.

За это время она выросла в настоящего профессионала, уже семь лет руководит архивохранилищем аудиовизуальной и машиночитаемой электронной документации отдела обеспечения сохранности документов.  За таким скучным  и длинным названием – уникальная и удивительная возможность погрузиться в давние времена, не менее интересные, чем сейчас.

Вы можете представить, что каталог содержит 81 тысячу фотодокументов? И каждый кадр при этом хранится в своем конвертике. Он описан, проставлены имена и даты, и кадр занимает свое место в реестре истории.

Среди этих  тысяч есть и мои негативы, которые когда-то сдала на хранение  молодому сотруднику с горящими от интереса глазами – приветливой и улыбчивой Марине. А кроме  этого, фонодокументы, кино (например, киножурнал «Советская Карелия») и видео. Ожидает приема и описания еще целая партия негативов.  Из них 90 тысяч единиц составляют негативы одного Петра Беззубенко, известного фотокорреспондента. Идет прием негативов фотографов Валерия Юфы, Виктора Трошева, Владимира Ермолина, Гаврилы Анкудинова и Зинаиды Ивановой, художника Алексея Авдышева, писателя Якова Ругоева.

Мы листаем старинные альбомы. Один из них, с фотографиями о почтовой службе, составлен в 1927 году. Ему скоро сто лет! Сохранность фотографий изумительная. Эти снимки буквально потрясли меня. Вот лодка на нашей петрозаводской пристани. На ней обслуживалось 455 сел, более 5 тысяч человек. А вот на снимке сам господин Роскин, фотографии которого хранятся в семейных альбомах многих петрозаводчан.

Марина обращает внимание на романтическую фотографию 30-х годов девушки в белом платье и белом берете. Это комсомолка Киселева, строгальщица петрозаводской лыжной фабрики, фото Зинаиды Ивановой. А вот целая группа работников Онежского завода, отдыхающих в имении Бесовец. А это что? 

– Гостиный двор,  поясняет Марина и показывает другие кадры,  снятые в Петрозаводске на площади Кирова во время первомайской демонстрации в 30-м году. Все ли знают, что в 30-е годы площадь Кирова была устлана булыжником? А вот на фотографии встреча героя Ивана Папанина в Кондопоге. Всё это снимки потрясающих летописцев жизни республики Гаврилы Анкудинова и Зинаиды Ивановой. Бережно держу в руках небольшие контрольные отпечатки. Эти лица, улицы, здания уже растворились, исчезли, ушли из жизни, но остались на негативах.

Для Марины Гарбуз все они живые, фотография для нее – зеркало памяти. Под рукой у нее всегда планшет и 10-кратная лупа: часто она исследует фотографии до деталей, вглядывается, рассматривает.

– У них были другие лица,  утверждает  моя собеседница и продолжает: – Благодаря снимкам я знаю, как выглядел Петрозаводск раньше,  и часто, когда  иду по городу,  представляю эти старинные улицы и дома. Знаю в лицо многих наших известных людей, они стали для меня почти родными. Когда сто раз посмотришь на портрет Ивана Ильича Сенькина,  он становится для тебя родным. Испытываю трепет, когда беру в руки  планшетные фотографии XIX века или этнографический альбом Никольского «Олонецкая губерния» 1901 года и, конечно, стеклянные негативы 20-30-х годов. В них чувствуется аромат эпохи. Нет большего удовольствия  рассматривать с них отпечатки: там такая идеальная проработка деталей!

Марина Гарбуз настолько любит свое дело, что по почерку, по стилю может угадать, чей это снимок. Бывает, приходится уточнять имена, даты, искать свидетелей, листать газеты, пересматривать афиши.

– Когда устанавливаем истину,  рассказывает она,  радуемся как дети.

Море визуальной информации… Каким же  терпением должен обладать архивист! По мнению Марины, это не главное: важно быть любопытным, считает она. Марина Гарбуз – автор многих публикаций, в том числе по истории Национального архива РК.

Не могла не спросить, что читает Марина Гарбуз после рабочего дня, наполненного информацией. Оказывается, она любит заглянуть в собрание сочинений Салтыкова-Щедрина. И каждый раз поражается, что ничего не изменилось в нашем мире. Кому как не ей, человеку, живущему каждый рабочий день в прошлом, знать это.

 Марина Гарбуз. Фото Ирины Ларионовой

 Марина Гарбуз. Фото Ирины Ларионовой

 Марина Гарбуз. Фото Ирины Ларионовой

 Марина Гарбуз. Фото Ирины Ларионовой

 Марина Гарбуз. Фото Ирины Ларионовой

 Марина Гарбуз. Фото Ирины Ларионовой

 Марина Гарбуз. Фото Ирины Ларионовой

 Марина Гарбуз. Фото Ирины Ларионовой

 Марина Гарбуз. Фото Ирины Ларионовой

Фото Ирины Ларионовой