В музее-заповеднике «Кижи» обсудили проект новой концепции развития на 2017-2027 годы
Здесь прошла XII отчетная конференция, в которой приняли участие сотрудники музея, члены Общественного совета, который сейчас возглавляет главный научный сотрудник Сектора языкознания Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН Ирма Муллонен, представители Министерства культуры РК и различных общественных организаций республики.
По традиции отчитывались руководители всех структурных подразделений музея. Однако, главным вопросом стала новая Концепция развития музея-заповедника на 2017-2027 годы. Проект ее представила директор музея Елена Богданова. На этот раз проект концепции будет не только утвержден в Минкульте РК, согласован с ЮНЕСКО, но и представлен в Администрацию Президента России.
Надо сказать, что за последние годы, если мне не изменяет память, это уже четвертая концепция. Первая, точнее две первые, появились в конце 2012 года и были вынесены на обсуждение рабочей группы по музейной деятельности Общественного совета при Минкульте РФ. Одну из них представил музей-заповедник «Кижи». Представители музеев России дали ей положительную оценку. Другая, взорвавшая не только совет, но и общественность Карелии, была предложена неожиданно откуда-то появившимся тогда, а нынче хорошо известным Иваном Романовым. Его грандиозные планы по застройке острова и охранной зоны с участием бизнеса не укладывались ни в какие законы, нормы и правила и вызвали не только критику, но и настоящий шок.
Осенью 2013 года музей пригласил депутатов, представителей общественности, министерств культуры Карелии и России на остров Кижи, где тогдашний директор Андрей Нелидов представил еще вариант концепции. В ее подготовке уже участвовали специалисты музея, и это чувствовалось.
Что отличает нынешний проект концепции? Если коротко, то после знакомства с текстом проекта концепции я бы позволила сформулировать это так: документ отражает в первую очередь интересы музея и предлагает меры по их защите. Он более консервативен, и в этом я вижу его плюс (понятие «реформы» в последнее время, к сожалению, становится в России понятием сугубо отрицательным). Это документ (он им станет после утверждения и согласования в высших инстанциях), который определяет, чем коллектив будет заниматься в ближайшие 10 лет, в каком направлении будет развиваться музей, какие предстоит решить проблемы, из каких источников предполагается финансирование. Наконец, что в конечном итоге будет иметь музей, а значит и республика.
Задача из задач музея-заповедника на ближайшие годы – завершение реставрационных работ на Преображенском храме, их планируют закончить в 2020 году. Сейчас главный архитектор проекта Владимир Рахманов и его коллеги заканчивают проект завершения реставрации (в ближайшее время его ждут в музее) с проработкой сметы работ. После его утверждения в Минкульте РФ будет открыто финансирование. В перерыве конференции Елена Викторовна Богданова поделилась последними новостями: деньги на оплату проекта и окончание реставрационных работ будут, но прежде, чем проект отправят в министерство и ЮНЕСКО, музей познакомит с ним специалистов-реставраторов, чтобы получить их экспертную оценку. Однако главное, пожалуй, – в этом году обещали отменить тендер, который свелся к бюрократическим формальностям. Подрядчики работают на храме с первых месяцев, доказали за прошедшие годы свою компетентность, высокая оценка экспертов ЮНЕСКО – подтверждение тому. Зачем каждый год проводить конкурс, тратить такое дорогое время?
Сегодня в архитектурной коллекции музея «Кижи» 82 памятника, 68 из которых на самом острове, остальные в его окрестностях и в Петрозаводске. И в новом проекте концепции закреплен очень важный момент: музей декларирует, что переходит от преимущественно реставрационного подхода сохранения памятников к хранительному. А это значит, что с созданной уже уникальной базой по реставрации памятников деревянного зодчества активно будет развиваться центр мониторинга и консервации. Предполагается его кадровое усиление и даже создание специальной лаборатории.
Большое внимание в проекте концепции уделяется формированию экспозиционных комплексов и ландшафтов не только на самом острове, но и в охранной зоне. Проще говоря, в старинных крестьянских домах и усадьбах появятся новые постоянные экспозиции, будут работать временные выставки, рассказывающие о культуре и занятиях народов, живших в Карелии.
Лично меня привлек в концепции тот факт, что музей-заповедник собирается расширять свое присутствие в историческом квартале Петрозаводска. Напомню, что фактически музей «Кижи» спас эту территорию от застройки офисными зданиями и элитным жильем. Кстати, когда разрабатывалась концепции застройки исторического квартала, ученые собрали мнение петрозаводчан. Большинство, а в опросе участвовали представители разных возрастных и социальных групп, хотело бы видеть здесь культурно-исторический центр столицы Карелии. Именно это и предполагает музей-заповедник «Кижи», предлагая план создания в квартале новых экспозиций, ремесленных центров народных мастеров, народной культуры. Музей предлагает партнерство администрации Петрозаводска, Правительству Карелии. Если мы хотим развивать туризм, без этого не обойтись.
Кстати, о туризме. Остров с его уникальными памятниками деревянного зодчества – бренд не только Карелии, но и России тоже, он привлекал, привлекает и будет привлекать туристов. Но, как выясняется, туризм туризму рознь – в разные годы у него были свои особенности. Если в советское время основную долю приезжающих на остров на круизных лайнерах составляли наши соотечественники, то в постперестроечное время их сменили иностранцы. Однако последние два года, после введения санкций, ситуация снова поменялась: число иностранных туристов значительно упало, зато вновь выросло число россиян. Другой турист – другие запросы, условия, требования. Причем, в последние годы теряет свою популярность групповой туризм, люди предпочитают путешествовать в одиночку, семьями или небольшими группами. Но туризм был и остается для музея основным источником получения дохода.
Должна огорчить желающих съездить на остров нынешним летом на теплоходах из Петрозаводска: стоимость билетов, пусть ненамного – на 100 рублей, но вновь вырастет. Что делать: нет конкуренции. Вот тут бы, думаю, помогло государственно-частное партнерство. Так и его тоже нет. А для того, чтобы в полную силу заработал маршрут через Заонежье (Великую Губу и Оятевщину), нужны время и средства.
Поэтому среди перечня основных проблем музея, названных в проекте, одно из первых мест занимает транспортная недоступность основной экспозиции музея-заповедника «Кижи», включая отсутствие у музея собственного транспорта для доставки посетителей, а также неразвитость инфраструктуры (в первую очередь, помещений для размещения сотрудников, хранения и реставрации фондовых предметов, экспозиционных площадей, а также инженерных сетей), архитектурная незавершенность экспозиционных секторов.
Знакомство с проектом новой концепции дает представление о том, какие большие работа и ответственность стоят перед коллективом. Увы, последние годы музей напоминал не менее знаменитую лодку-кижанку, которую бросало от берега к берегу ветрами и волнами. Тут, казалось бы, ни о чем другом, о спасении дай бог думать. Однако коллектив, именно коллектив, выстоял – шла реставрация, пополнялись коллекции, выходили в свет научные работы, регулярно проходили временные выставки, даже когда в Петрозаводске остался один выставочный зал. Об уникальном опыте Детского центра, созданном в музее-заповеднике писали все, в том числе и наш «Лицей». Проект концепции предполагает развивать это направление. Сегодня на знаменитые праздники «Кижи – мастерская детства» приезжают на остров дети тех, кто сам в прошлые годы бывал здесь и сохранил на многие годы память об этой поездке.
Проект есть, будем надеяться, что после всех утверждений он станет Концепцией, то есть официальным документом. Есть коллектив, доказавший свой профессионализм и преданность Кижам. Вот только бы опять не заштормило над островом…
Фото пресс-службы музея-заповедника и автора